Развитие эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

Скачать дипломную работу на тему: Развитие эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией . В которой определено в выявлении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса становления эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего до-школьного возраста на основе полихудожественного подхода. Изучен процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.05.2025
Объем файла
320 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Дошкольный период детства − это начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического развития. Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в окружающем мире.
Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребенка к окружающему миру, является «отношение». Действенное отношение проявляется в преобразовательнопрактической деятельности человека. Она предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой, как частью мира. Специфика взаимодействия личности с окружающим миром на уровне «отношения» заключается в том, что
«отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребенком его деятельности, чем простое овладение ее технической стороной. 

 

Введение…………………………………………………………………………..

 

3

Глава 1Теоретические основы становления эстетического отношения

 

к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудоже

 

ственного подхода .……………………………..………………………………

7

1.1. Особенности становления эстетического отношения к окружающему

 

миру у детей дошкольного

возраста………………………….............................

 

7

1.2. Сущность и содержание полихудожественного подхода в дошкольном

 

образовании .……………………………………………………………………...

15

1.3.  Педагогические условия становления эстетического отношения

 

к окружающему миру у старших дошкольников на основе полихудоже

 

ственного подхода………...……………………………………………………

20

Глава 2. Экспериментальная работа по становлению эстетического

отноше

 

ния к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста на

основе

 

полихудожественного подхода………….……………………………………....

30

2.1. Диагностика уровня сформированности эстетического отношения

 

к окружающему миру у старших дошкольников................................................

30

 

2.2. Реализация педагогических условий становления эстетического отно

 

шения к окружающему миру у старших дошкольников на основе

полиху

 

дожественного подхода ……………………………..……………………….

40

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…..……………………...

50

Заключение….................................................................................................. 56

Список использованной литературы........................................................... 59

Приложение..................................................................................................... 65

Список использованной литературы
Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. − 2019. − №6. − С.
100110.
Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М.: Мысль, 1988. 256с.
Антонова А.В. Интегративные процессы в художественной культуре и воспитания // Детский сад от А до Я. − 2019. − №6. − С.5054.
Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание / A.B. Бакушинский. М.: Новая Москва, 2019. 66с.
Барабанова И.И. Некоторые аспекты теории эстетического воспитания в трудах ученых второй половины ХХ века: Монография / И.И. Барабанова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. − 132 с.
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова.С.П. Баранов. М.: Культура, 2019. – 240 с.
7.Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2019. – 511 с.
Брожик В. Эстетика на каждый день / В. Брожик. Пер. со словац. С.Д. Баранниковой. М.: Знание, 2019.208с.
Васюкова Н.Е. Эстетическое воспитание в условиях образовательного комплекса «детский сад – школа». М.: Сфера, 2019. – 240с.
Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду/ Н.А. Ветлугина. М., 2010. 146с.
Выготский Л.С. Психология искусства. − Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 480
с.
Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества – Москва: МГУ, 2019 – 246с.
Дайкова Е.И. Взаимосвязь искусств в приобщении дошкольников к народному творчеству // Современный детский сад. − 2019. − №10. − С.59.
Джола Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетиче60
ской культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. − М., − 109 с.
Дианова В. М. Культурология: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2013
 

На основании вышеизложенных положений и анализа психолого педагогической литературы по проблеме исследования, мы предположили,

что процесс становления эстетического отношения к окружающему миру у старших дошкольников будет эффективным, если на основе полихудожественного подхода будут обеспечены:

  • соблюдение принципа эмоциональности и образности в образова тельном процессе ДОО;
  • последовательный переход от накопления впечатлений, освоения знаний и умений к их реализации в эстетикооценочной деятельности;
  • обогащение эстетических суждений дошкольников.

Рассмотрим выделенные условия.

Соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО. Данное условие основано на характерной особенности процесса познания у детей старшего дошкольного возраста.

У детей, как и у взрослых, с процессом познания органически связаны эмоции и чувства. Они «повышают способность человека как целостной личности откликаться на разнообразные воздействия действительности» (69,

с.29). Но у дошкольников эмоции и чувства подчиняют себе сознание, поэтому в процессе познания имеют решающее значение. Старший дошкольник в состоянии понять и запомнить только то, что хорошо прочувствует, то, что глубоко затронет его эмоциональную сферу, то, что он может сам чувствовать в действиях и поступках других людей.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ре бенке особые эмоциональнопсихические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В трудах Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру  один из важнейших путей проникновения

в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, кон струирования». Учѐный также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Как отмечает ученый, в эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли». Богатство, широта и глубина чувств обогащают интеллект ребенка, делая его более восприимчивым ко всему новому, более отзывчивым и ٴсообразительнымٴ.ю

Соблюдение принципа эмоциональности и образности в образовательном процессе ДОО влияет на формирование эстетического отношения к окружающему миру в первую очередь через эмоциональный компонент. Дошкольники приобретают опыт переживания, наслаждения от общения с природными объектами и явлениями, произведениями искусства и продуктами целесообразной деятельности людей. Далее, при регулярном соблюдении данного педагогического условия, опыт эмоциональных переживаний переходит в потребность расширения чувственного опыта детей старшего дошкольного возраста, что в свою очередь стимулирует избирательную эстетическиокрашенную деятельность. Таким образом, происходит влияние на все составляющие компоненты эстетического отношения.