Управление системой среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации (на примере Хабаровского края)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одной из важнейших функций государства является образовательная. Среднее профессиональное образование является одним из факторов, формирующих человеческий капитал общества, выступает решающим элементом экономического роста страны.В настоящее время в системе среднего профессионального образования проходят большие изменения с целью повышения его качества. В Российской Федерации в процессе реформирования образования был принят ряд программ и проектов, реализация которых требует новых подходов, как в деятельности самих образовательных учреждениях, так и системы управления в целом. Поэтому в современных условиях среднее профессиональное образование находится в центре первоочередных государственных интересов.Разработке технологий и моделей реформирования системы управления средним профессиональным образованием в значительной степени способствует региональная политика, проводимая в Хабаровском крае.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…..5
1 Теоретические и нормативно-правовые основы управления системой среднего профессионального образования в Российской Федерации………………………………………………………………...8
1.1 Роль и место среднего профессионального образования в обеспечении экономики России трудовыми ресурсами………………………………………….8
1.2 Нормативно-правовые основы управления системой среднего профессионального образования в Российской Федерации……………………11
1.3 Государственная политика в области среднего профессионального образования…………………………………………………………………………19
1.4 Зарубежный опыт управления сферой среднего профессионального образования…………………………………………………………………………23
2 Механизм управления системой среднего профессионального образования в Хабаровском крае…………………………………….31
2.1 Структура органов и их полномочия по управлению системой среднего профессионального образования в Хабаровском крае………………..31
2.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая систему среднего профессионального образования………………………………………….………34
2.3 Характеристика системы среднего профессионального образования в Хабаровском крае…………………………………………………………………..37
2.4 Совершенствование системы среднего профессионального образования в Хабаровском крае в рамках реализации национального проекта «Образование»………………………………………………………………….…..43
2.5 Проблемы управления системой среднего профессионального образования в Хабаровском крае и пути их решения……………..……………..57
3 Прогнозирование потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Хабаровского края на среднесрочный период…………………………………..….....63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации : ФКЗ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.03.2020).
2 Трудовой кодекс Российской Федерации : ФЗ от 30.12.2001 г № 197-ФЗ // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.04.2020).
3 Об образовании в Российской Федерации : ФЗ от 29.12.2012 г № 273-ФЗ // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.04.2020).
4 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 : Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г № 204 // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.04.2020).
5 Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г № 884 // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.04.2020).
6 О подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования : Постановление правительства Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 645 // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.04.2020).
7 О государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» : Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2013 г. № 438 // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 3.04.2020).
Среднее профессиональное образование – это образование, осуществляемое в средних профессиональных организациях, осуществляемое по образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным федеральным государственным образовательным стандартам.[2].Среднее профессиональное образование является одной из ключевых составляющих экономического роста страны, профессиональное образование повышает способность личности реализовать свой потенциал и обеспечивает ее адаптацию к требованиям социально-экономической среды. После создания теории человеческого капитала произошел радикальный сдвиг от восприятия образования как формы потребления к пониманию инвестиций в капитал. Инвестиции в человека в данном случае представляли собой затраты на общее и профессиональное образование и подготовку кадров на производстве, здравоохранение, информационный поиск, смену карьеры, воспитание детей. В конечном итоге это приводит к повышению производительности труда, что в конечном итоге выражается в экономическом росте и качестве страны. Образование играет большую роль в современном обществе, так как является не только важным фактором экономического роста, но и важным условием повышения уровня жизни и социального положения работников. [42].В Российской Федерации численность обучающихся в системе среднего профессионального образования составляет 5,6% от общей численности обучающихся в системе образования, а численность работников данной подсистемы-2,7% от общей численности работающих. [33].