Экологическое образование младших школьников с особенностями развития
ВВЕДЕНИЕ
Постижение сущности важности экологического образования младших школьников, понимание его источников и приобщение ребенка к экологической пропаганде помогает совершенствованию личности в целом, т.к. на выходе мы имеем экологически образованную, гуманную личность, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личность, способную к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. Экологическое образование младших школьников является самостоятельным явлением междисциплинарного характера, требующего глубоких целенаправленных исследований.В Российской Федерации реализуется множество программ разного уровня, основной целью которых является формирование у россиян бережного отношения к природе. Например, программы – «Школа России», «Перспектива». Эти программы нацелены на то, чтобы поддержание экологической культуры и образования стали для каждого человека необходимой нормой его жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы организации образовательной деятельности младших школьников с особенностями развития на уроках «Окружающего мира»
1.1. Экологическая тропа как комплексная форма экологического образования и воспитания младшего школьника с особенностями развития…………………………………………………………………………..10
1.2. Методика организации экологической тропы для младших школьников с особенностями развития как проблема современной науки и практики …………………………………………………………………………………….23
1.3. Методы и приемы работы с младшими школьниками с правополушарной латеральной организацией на экологической тропе…………………………..32
Выводы по главе 1……………………………………………………………….40
2. Опытно-экспериментальная работа по организации экологической тропы для младших школьников с особенностями развития
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………....41
2.2. Методика разработки экологической тропы для младших школьников с особенностями развития; особенности их экологического образования………………………………………………………………………52
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента………………………...59
Выводы по главе 2………………………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…..…………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) – URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 19.12.2019).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). С изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г. – URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.12.2019).
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». – URL: https://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 04.01.2020).
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (дата обращения: 2.08.2021).
Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 29.01.2021).
Аголарова П.И. Игры - соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. - 2007. - №12 – С.24-27.
Агузарова И. Г. Экологическое воспитание младших школьников в условиях национальной школы: автореф. дис. …канд. пед. наук. Владикавказ. - 2004. - №1 - 163 с.
Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. - М.: 1996. – 140 с.
Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.
Экологическое образование и воспитание младших школьников изучалось многими зарубежными и отечественными педагогами (Я.А.Коменским (1640-ые), Ж.-Ж.Руссо (1740-ые), И.Г.Песталоцци (1790-ые), Ф.В.А. Дистервегом (1820), К.Д.Ушинским (1861), Л.Н.Толстым (1880) и др.) [67]. Их труды показали на сколько экологическое образование, как объект педагогической науки, важно для развития ребенка в современной системе воспитания. Анализ научной и учебной педагогической литературы по проблеме исследования показал, что многие идеи и разработки ученых - педагогов остаются актуальны и в наши дни. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме эффективного функционирования системы экологического образования детей младшего школьного возраста. Причиной тому служит способность экологического образования помочь восстановить равновесие между природной и антропогенной составляющими окружающей среды; напомнить нам, что связь с природой неразрывна и необходима для жизни человечества и планеты в целом. Естественное развитие при слиянии с миром природы позволяет достичь природосообразности воспитания детей. Из этого «вытекает» главная цель экологического образования - сформировать и развить экологическое сознание и знания у ребенка, а именно: факты, выводы, обобщения о взаимоотношениях с миром природы, устремлениях человека, направленных на защиту окружающего мира. Одним из первых ученых, который обратил внимание на целесообразность вещей, стал Ян Амос Коменский. Еще в XVII веке он развил эту идею, в которой утверждал, что природа не может развиваться, не придерживаясь при этом определенных законов, и, зная, что человек является частью природы, он, соответственно, развивается столь же закономерно.