Формирование рефлексивных умений учащихся на уроках физики

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование рефлексивных умений учащихся на уроках физики". В которой составлена система методических приемов формирования рефлексивных умений обучающихся на уроках физики. Проведен педагогический эксперимент.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.05.2025
Объем файла
169 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлено тем, что в современном образовании использование рефлексии на уроках является обязательным требованием федеральных государственных стандартов обучения. Рефлексия является одним из основных этапов урока. Она способствует развитию у учащегося умений к рефлексивному контролю своей работы, повышению познавательных интересов, готовности к обучению, адекватной самооценки, самоанализу, осознанного отношения к своей деятельности. Таким образом, именно формирование рефлексивных умений учащихся на уроках физики, позволяет считать, что учащиеся сами являются создателями учебного процесса.
Объект исследования – процесс обучения физике.
Предмет исследования – формирование рефлексивных умений учащихся в процессе обучения физике.
Целью исследования является исследование формирования рефлексивных умений на уроках физики.
В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи:
На основе исследования психолого-педагогической лите

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Теоретические основы формирования рефлексивных умений учащихся 5

1.1 Анализ понятия «Рефлексия и рефлексивные умения» 5

1.2. Формирование рефлексивных умений в обучении физики. 14

1.3. Методические средства формирующие и развивающие рефлексивные умения 18

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию рефлексивных умений учащихся на уроках физики 25

2.1. Диагностика развития личностных умений учащихся на констатирующем этапе исследования 25

2.2. Описание практической работы по развитию рефлексивных умений учащихся на уроках физики при изучении раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов». 30

2.3. Динамика развития рефлексивных умений учащихся на контрольном этапе исследования. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов, Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров тылового обеспечения / Ю. И. Антонов. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. – 126 с.

2. Афанасьева И.Б. «Формирование рефлексивных умений студентов в процессе обучения» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-refleksivnyh-umeniy-studentov-v-protsesse-obucheniya 

3. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 31-37

4. Вершинина, Л.Н. Формы проведения рефлексии [Электронный ресурс] / Л. Н. Вершинина // Формы проведения рефлексии – Режим доступа:https://rmoinyaz.jimdofree.com/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B8/

5. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова [Текст] / А.Б. Воронцов – М.: Русская энциклопедия,1998.

6. Давыдов, В. В. Об основных путях рефлексии младших школьников [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2013. – 687 c. 

7. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст ] / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение,2009. – 565 с

8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –Москва: ИНТОР, 1996. – 544 с.

9. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. – М.: АСТ, 2006.

10. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с.

11. Карпов А. В. Психология рефлексии [Текст]/ А. В.Карпов, И. М. Скитяева. - М.: ИП РАН, 2015. – 315 с.

12. Карпенко, Л. А. Большая психологическая энциклопедия [Текст]/ Л. А. Карпенко. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2008. – 301 с.

13. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. – Мн.: Высшая школа, 2002. – 95с.

14. Ковалев, Б. П. Психология школьного конфликта: социальноперцептивные и рефлексивные аспекты / Б. П. Ковалев, С. В. Кондратьева, Л. А. Семчук. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 171 с.

15. Кравцова, Л.В. Приёмы рефлексии на уроках. [Электронный ресурс]/ Л.В. Кравцова. – Режим доступа: https://numi.ru/index.php 

16. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» и специальности «Социология»/ Ю. Д. Красовский.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 487 с.

17. Логвина Н.Н. Реф

Выполнении лабораторных работ позволяет регулярно практиковаться в парах или группах для развития умений совместного планирования, координации или распределения функций. Также осуществляется взаимопомощь и контроль друг за другом. 
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами были изучены педагогические условия формирования рефлексивных умений учащихся на уроках физики. 
По мнению Т. Ф. Ушевой, учитель должен понимать высказывания ученика и анализировать, к кому обращена его речь - к себе или к другим. Процесс размышления — это когда ученик четко определяет цели, определяет ход своих действий, выделяет результат, объективно оценивает ситуацию и озвучивает свои дальнейшие действия. А процесс анализа или оценки — это когда студент говорит, что нужно сделать, чтобы что-то изменить, обычно говорит о прошлых действиях [29]. 
«Учитель должен научить ученика оценивать свои возможности и ограничения, также свои знания и незнания. Иначе говоря, развивать способность учащихся видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно верной и способность анализировать свои действия» [32]. 
Формированию адекватной рефлексивной