Формирование экологической культуры младших школьников средствами досуговой деятельности

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование экологической культуры младших школьников средствами досуговой деятельности". В которой разработана и внедрена в воспитательный процесс программа по формированию экологической культуры младших школьников, включающую разнообразные формы, методы и средства досуговой деятельности.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.05.2025
Объем файла
359 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ9 (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральному государственному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) задачи школьной педагогики направлены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Экологической культуре в данном процессе отводится важная роль. Патриотом своей Родины вырастает только тот человек, который искренне любит свою землю, свой родной край. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать школьное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Дети, получившие определённые экологические представления, будут бережней относиться к природе.
Осознанная экологическая культура начинается с начальной школы, поэтому в системе школь

Содержание 

Введение 3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования экологической культуры младших школьников средствами досуговой деятельности 9

1.1. Сущность и основные характеристики понятия исследования: «экологическая культура» 9

1.2. Специфика формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте 14

1.3.Педагогический потенциал досуговой деятельности в формировании экологической культуры младших школьников 21

Выводы по I главе 27

Глава II. Педагогическое обеспечение формирования экологической культуры  младших школьников средствами досуговой деятельности 30

2.1. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 30

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов на констатирующем этапе эксперимента 32

2.3 Реализация программы формирования экологической культуры у младших школьников средствами досуговой деятельности 38

2.4 Результаты проверки эффективности опытно-экспериментальной работы 45

Выводы по 2 главе 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

Список литературы 59

 

Список литературы
1. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 2013. - №9. – С. 16-17.
2. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 2021. – С.77-83.
3. Буряк М.В. Мир вокруг нас: опыты, эксперименты, практические задания: методическое пособие / М.В.Буряк. – М.: Планета, 2020. – 208 с.
4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 2018. - №4. – С.20-24.
5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 2018. – 192с.
6. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 64 с.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие. – Ростов: Феникс, 2006. – 480 с.
8. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Педагогика. –2019. - №9. – С.28-32.
9. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1996. С.20-28.
10. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 2-е изд. 2001. – 184с.
11. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Педагогика.2-е изд.–2005. - №12.- С.10-12.
12. Зайцева С.К. Экология для младших школьников // Начальная школа. Плюс до и после, № 4, 2020г.
13. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Педагогика. – 2021. - №1. – С.9-11.
14. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 2000. – 24с.
15. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе. – М.: Педагогика, 1998. – 128с.
 

Поэтому качественный скачок в развитии экологической культуры у детей младшего школьного возраста сопряжен с динамикой в системе от персонифицированного отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности, а также к осознанию ценности своей жизни и здоровья. Отсюда выбор технологических средств экологического образования должен, по ее мнению, осуществляется с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали пониманию ребенком собственного «Я» и своих взаимоотношений с обществом, природой. В основном это связывается исследователями с формированием ответственного отношения к собственному здоровью, со стимулированием у ребенка желания овладеть гигиеническими навыками, физической культурой, культурой поведения, с развитием любознательности, ощущения красоты окружающего мира, с умением наблюдать и совершать добрые дела.
Важнейшей задачей учителя в изучении экологической культуры называют развитие восприятия у младших школьников для научения их правильному наблюдению и пра