Разработка логопедической программы, направленной на коррекцию аграмматической дислексии у детей младшего школьного возраста с использованием методики описательного рассказа

Скачать дипломную работу на тему: "Разработка логопедической программы, направленной на коррекцию аграмматической дислексии у детей младшего школьного возраста с использованием методики описательного рассказа". В которой рассмотрена методика описательного рассказа в процессе коррекции аграмматической дислексии у младших школьников. Экспериментально изучены особенности чтения при аграмматической дислексии у школьников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.05.2025
Объем файла
1917 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность. В соответствии с Законом ?Об образовании? № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. овладение основными навыками учебной деятельности, навыками чтения, являются основной задачей начального общего образования. Требования к навыкам чтения, сохранены Федеральным государственным общеобразовательным стандартом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. В соответствии с данным документом по результатам освоения основной образовательной программы дети используют разные виды чтения, владеют техникой чтения вслух и про себя, понимают роль чтения.
Речь – это не только составление словосочетаний, фразы, предложений, также это название различных предметов, их описание, рассказывание о любом событии или явлении, причем соблюдая последовательность. Например, такой рассказ состоит из ряда предложений и фраз, которые характеризуют предмет или явление по его существенным признакам, функциям, свойствам. Предложения должны быть логично связаны друг с другом, то есть, речь ребё

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения аграмматической дислексии у детей младшего школьного возраста 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с дислексией (аграмматической) 7

1.2. Специфика использования методики описательного рассказа в процессе коррекции аграмматической дислексии у младших школьников 17

Выводы по Главе 1 28

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции аграмматической дислексии у младших школьников 30

2.1. Диагностика особенностей развития речи у детей младшего школьного возраста с аграмматической дислексией 30

2.2. Программа логопедической работы по коррекции аграмматической дислексии у детей младшего школьного возраста с использованием методики описательного рассказа 43

Выводы по Главе 2 58

Заключение 60

Список используемой литературы 64

Приложения 70

Список используемой литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку школьников: Учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2022. – 400 с.
2. Аманатова, М.М. Справочник школьного логопеда / М.М. Аманатова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2019. – 318 с.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. – М.: Известия АПН РСФСР, 2019. – 106 с.
4. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения / Т.В. Ахутина. – М.: Сфера, 2019. –48 с.
5. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких. – М.: Новая школа, 2020. – 188 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2022. – 256 с.
7. Брагинский, В.А. Почему не каждому даётся грамота? / В.А. Брагинский // Начальная школа. – 2021. – № 4. – С. 20–22.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2020. – 384 с.
9. Виноградов, В.В. Грамматика русского языка. В 2-х т. Т.1 Фонетика и морфология / В.В. Виноградов. – М., 2021. – 720 с.
10. Врублевская, Н.А. Коррекция нарушений письменной речи [Электронный ресурс] / Н.А. Врублевская. – СПб.: КАРО, 2022. – 208 с. - (ЭБС ?IPRbooks?). - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26758 (дата обращения 5.04.2023)
11. Глухов, В.П. Особенности формирования связанной речи детей с аграмматической дислексией / О.И. Галкина. – М.: Владос, 2022. – 201 с.
12. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методич. пособие. 3-е изд. / О.Е. Грибова. – М.: АИРИС ПРЕСС, 2018. – 91 с.
13. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М., 2021. – 238 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение ди

Многие дети с дислексией проявляют склонность к психическому инфантилизму, что может привести к ослаблению силы воли, приоритету удовольствия над ответственностью и недостаточным навыкам самооценки. 
Дети с дислексией имеют постоянные ошибки при чтении, которые могут сохраняться в течение нескольких месяцев или даже лет, если не проводить специальную коррекционную работу. Эти повторяющиеся ошибки замедляют процесс овладения чтением и нарушают движение глаз по строке. Дети с дислексией часто испытывают трудности с пространственной ориентацией, различая право и лево, верх и низ. Они также испытывают трудности в точном определении формы и размера, демонстрируя недостаток пространственно-оптического восприятия, который проявляется при рисовании, конструировании предметов из частей, а также воспроизведении заданных форм. Достаточное развитие этих видов восприятия имеет решающее значение для того, чтобы ребенок мог различать и правильно изучать буквы.
Дети с дислексией часто испытывают трудности с правильным произношением звуков, имеют ограниченный словарный запас и с трудом точно используют язык. Они могут допускать грамматические ошибки при написании или произнесении слов и избегать сложных структур предложений в пользу более коротких. Кроме того, они часто испытывают трудности со связной речью.
Многие авторы считают, что трудности с речью и чтением проистекают из одного источника, который и вызывает проблемы, и служит патологическим процессом. 
Ребенок с аграмматической дислексией испытывает трудности при чтении из-за неправильного воспроизведения окончаний слов, префиксов, суффиксов, что приводит к изменению грамматических форм слов. Эта форма дислексии в основном затрагивает морфологические и морфосинтаксические элементы, вызывая нарушения в коорд