Коррекция тревожности у младших школьников с нарушениями речи

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Коррекция тревожности у младших школьников с нарушениями речи". В которой выявлены признаки разных видов общей и речевой тревожности у младших школьников с речевыми нарушениями с учетом достигнутого уровня психоречевого развития. Предложено содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению тревожности и повышению стрессоустойчивости обучающихся с нарушениями речи.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.05.2025
Объем файла
212 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3360 руб.
4200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проблемой изучения тревожности в разные периоды детства занимались следующие авторы: В.М. Астапов, А.И. Захаров, А.М. Прихожан.
Тревожность в условиях наличия у ребёнка речевых нарушений, которые оказывают существенное влияние на психику и могут быть дополнительным источников тревоги и стресса, заслуживает отдельного внимания. Стоит отметить, что речевое нарушение играет большую роль в формировании и функционировании эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка.
У детей с нарушением речи тревожность находится на высоком уровне. В исследованиях В.А. Калягина и Т.С. Овчинниковой отмечается, что у детей с речевыми

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОРМАЛЬНЫМ И ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ ………………………………………………..... 6
1.1. Тревожность и ее влияние на личностное развитие обучающихся младшего школьного возраста …………………............................................. 6
1.2. Повышенная тревожность и ее влияние на эмоционально-волевую сферу и личность младших школьников с нарушениями речи ............. 10
1.3. Коррекция тревожности у младших школьников с нарушениями речи ..................................................................................................................... 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ .............................................................................................................................. 20
2.1. Организация исследования и методики изучения тревожности у младших школьников с речевыми нарушениями ...................................... 20
2.2. Анализ результатов исследования тревожности у младших школьников с речевыми нарушениями .......................................................... 27
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению тревожности и повышению стрессоустойчивости младших школьников с нарушениями речи ……………………………………................................... 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………............... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ .............................................................................................................................. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………….............. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Москва : Академический проект, 2011. – 704 с.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 380 с.
3. Александрова И. И. Нарушение коммуникативного развития у детей с общим недоразвитием речи / И. И. Александрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 36. – С. 6-8.
4. Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – Москва : Изд-во ПЕР СЭ, 2008. – 160 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2008. – 398 с.
6. Валявко С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития // Системная психология и социология. – 2014. – № 2 (10). С. – 48-57.
7. Вовненко К. Б. Особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.10.  / Вовненко Ксения Борисовна. – Нижний Новгород, 2010. – 172 с.
8. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – Москва : Книголюб, 2014. – 104 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 2011. – 398 с.
10. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) / Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 292 с.
11.Денисова О. А. Детская логопсихология / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова, В. Н. Поникарова, И. А. Бучилова, Л. Я. Котляр, Р. А. Самофал. – Санкт-Петербург : Владос, 2015. – 160 с.
12. Долгова В. И., Клочева Г. М., Бондарчук В. А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста // Концепт. – 2015. – № 31. – С. 26-30. – URL: http://ekoncept.ru/2015/95512.htm (дата обращения 25.05.2023)
13. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учеб. пособие / В. Н. Дружинин. – Москва : Юрайт, 2019. – 386 с.
14. Егорова И. В. Особенности личностных свойств у младших школьников с речевыми нарушениями / И. В. Егорова // Специальное образование : материалы Междунар. Науч. конф. / под ред. В. Н. Скворцова. – Санкт-Петербург : Ленинградский гос. ун-т имени А. С. Пушкина 2012. – С. 41-42.
15. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. – Москва : Владос, 2012. – 252 с.
16. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 176 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 240 с. 
18. Калягин В. А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – Москва : Изд-во Академия, 2006. – 320 с.
19. Калягин В.

Прослушивание музыки у младших школьников вызывает положительные эмоции и способствует освобождению от неприятных и беспокоящих мыслей [21].
Проективное рисование – это вспомогательный метод для коррекции страхов и тревожности у школьников. Ребенок рисует, выражая свои чувства и эмоции, что позволяет ему безболезненно соприкасаться с пугающими и травмирующими образами. Как правило, тема для рисования связана с прошлым, настоящим или будущим школьника. Ребенок может рисовать абстрактные понятия, такие как «страх» или «тревога», или же отношения в группе, например, «кто мне не нравится» [15, 25].
Как самостоятельный метод коррекции тревожности М.И. Чистякова использовала психогимнастику. Каждое занятие по методике автора включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы. Состоит занятие из трех этапов: снятие напряжения (