Организационно-педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий у педагогов образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в подходах к организации управления в системе школьного образования. Современное образовательное учреждение – трудная развивающая система, которая требует грамотного управления и мастерства от руководителя.Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, значимо поменяли содержание управленческой деятельности в области образования: увеличилась самостоятельность, а, соответственно, и ответственность руководителей за результаты.Огромное значение в условиях организации менеджмента в образовании на современном этапе принадлежит овладению руководителями психологическими основами управленческой деятельности.Рост эффективности управления организацией образовательного процесса невозможно без развития у руководителей знаний о закономерностях проявления у педагогов индивидуально-психологических особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы развития копинг-стратегий у педагогов
1Основные теоретические подходы к пониманию «копинг-стратегия» в современных исследованиях
2 Содержание и формирование копинг-стратегии у педагогов и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников
3 Психолого-педагогическое сопровождение психогенных расстройств у школьников
4 Сравнительный анализ основных практических исследований копинг-стратегий у педагогов
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Описание этапов эмпирического исследования копинг-стратегий у педагогов
2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования
3. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы
4.Психологические рекомендации по сопровождению оптимизации конструктивных копинг-стратегий у педагогов
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдеева Н. Н., Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // СПб.: Прайм-Еврознак. 2017.
Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2, 2020. С. 82-90.
Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, 19-20 сентября 2015 г.-- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020.
Арон И.С. Педагогика: учебное пособие / И.С. Арон; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018. – 144 с.
Артемьева Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2018. №. 4. С. 79–82.
Ашихмина О.А., Вачков И.В. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования. – М.: Эконинформ, 2017. – 186 с.
Багачук А.В. Современные тенденции развития образования / А.В. Багачук, Е.В. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 50-52.
Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психол. журн. 2020, т. 17, № 4, с. 64-74
Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2018. - № 2. - С. 96-103.
Бочавер А. А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 6. №. 1. С. 47–55.
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2017. Т. 6. №. 1. С. 103–116.
Варфоломеева С.В. Российские педагогические традиции и возможности их использования в современном образовании // Гуманитарные и социальные науки 2019. № 5 с. 228-236.
На сегодняшний период огромную важность заслуживает исследование трудности совладения личного с различными обстановками, которые могут вызвать сильный стресс внутри жизни прогрессивной. В психологии этот парадокс принято изображать как поведение совладения (копинг), проявленное в конкретных стратегических ситуациях. В своем научном исследовании автор Лыкова считает, что ключевая цель стратегий копинга находится в личностных эффективных адаптациях по отношению к трудным актуальным условиям [12].В своей жизни многие люди встречаются с различными проблемами и предпринимают всевозможные шаги для того, чтобы их устранить. Невзгоды способны превосходить средства человека и доводить до испытания стресса, который сопровождается сокращением психического и физиологического благосостояния и приводит к ухудшению должного исполнения работы; по достоверным сведениям, определенных авторов, внушительное усовершенствование свойств и длительности жизнедеятельности, общеизвестность стресса внутри современного сообщества постоянно растет (Брайт, Джонс, 2003) [20].С практической позиции, изучение трудности совладения с проблемами (копинга) взаимосвязано с важностью поддержки психического благосостояния у людей, которые переживают трудные периоды в жизни, и поддержанием успеха в результативных вариантах работы (учеба, профессия, спорт), несмотря на трудности.