Развитие университета на основе инноваций
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, решение которых требуется для успешного развития общества. Это относится к любому времени и любой общественной формации, однако в нынешнем веке становится особенно актуальным. В основные признаки современного мира, влияющие на особенности высшего образования, входит развитие глобализации, взаимопроникновения разных культур и багажа знаний народов планеты, ускоряющийся ритм жизни и постоянная смена обстановки в разных сферах деятельности, развитие информационных технологий и усиление их влияния на скорость восприятия, передачи и качество хранения информации. Наиболее восприимчивой к окружающей среде является молодежь, те же люди, которые вскоре будут принимать решения в разных сферах мира и общества, уже самостоятельно формируя особенности социальной среды. Поэтому очень важно, чтобы в процессе получения высшего образования студенты полно и правильно усваивали учебный материал.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 5
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ………….... 9
1.1. Исторические аспекты проблемы инновационного развития в деятельности образовательных учреждений в России ………………………. 9
1.2. Сущность понятия инноваций, педагогической инноватики и инновационного процесса в образовательном учреждении ………………… 17
1.3. Обзор форм и методов инновационного развития образовательных учреждений в условиях современных образовательных процессов..……….. 28
Глава 2. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА……………………………………………………………. 38
2.1. Характеристика организационной структуры Университета и специфики его образовательной деятельности……………………………….. 38
2.2. Проблемы инновационного развития в образовательной деятельности государственного ведомственного высшего учебного заведения…………... 50
2.3. Определение уровня инновационного развития в образовательной деятельности Университета……………………………………………………. 57
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА………………. 67
3.1. Основные направления внедрения инновационных методик в образовательную деятельность ……………………………………………….. 67
3.2. Разработка инновационных методик для деятельности образовательного учреждения ………………………………………................ 77
3.3. Оценка эффективности предложенных нововведений для деятельности Университета…………………………………………………………………… 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 07.10.2022) – Текст: электронный // КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 11.11.2022).
Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) – Текст: электронный // КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/ (дата обращения 20.11.2022).
Национальный проект «Образование» – Текст: электронный // Национальные проекты [сайт]. – URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie (дата обращения 11.11.2022).
Национальный проект «Наука и университеты» – Текст: электронный // Национальные проекты [сайт]. – URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/nauka-i-universitety (дата обращения 11.11.2022).
Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя – Текст: электронный [сайт]. – URL: https://мосу.мвд.рф (дата обращения 11.11.2022).
Батракова И.С., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. – Отношение преподавателей ВУЗа к трансформации университетского образования в цифровом обществе. // Журнал «Человек и образование», № 4 (65), 2020 – С. 13-21.
Бордовский Г.А. – Инновации и традиции в современном российском образовании. // Журнал «Вестник Витебского государственного университета», № 2 (111), 2021 – С. 32-36.
Организация образования в нашей стране сочетает и одновременно противопоставляет понятия традиций и инноваций. Под традициями понимаются элементы социокультурного наследия, обеспечивающие преемственность знаний и накопление социального опыта по мере смены поколений. Традиции влияют на общественное мнение и настроение, являются основой позитивных взаимоотношений и устойчивого социального порядка [10].Устойчивые традиции российского образования прослеживаются на протяжении нескольких веков истории России, и современные образовательные программы, по-прежнему, в значительной степени основываются на трудах К. Ушинского, Л. Выготского, В. Сухомлинского, А. Макаренко, И. Бецкого, С. Шацкого. Программы нашего образования и классно-урочная система связаны с столетиями передаваемым и воспринимаемым опытом и трудами Я. Коменского, Ж. Руссо, И. Штурма, И. Песталоцци, М. Монтессори, Д. Дьюи и др.Однако, учитывая процессы научно-технического прогресса и глобализации, а также, не в меньшей степени, внешнеполитические взаимоотношения России, традиционное образование в России претерпевает значительные перемены. Корни современных перемен в образовании обнаруживаются в последних десятилетиях XX века, когда политическая и экономическая обстановка, перекраивание сфер деятельности и организация иного порядка потребовали оформления новой идеи образования. Постепенно выстраиваются новые очертания педагогической идеи, и это строительство продолжается до сих пор.