Анализ применения проверочных вопросов и заданий различных типов на примере изучения темы «Гидросфера» в школьном курсе географии
ВВЕДЕНИЕ
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные, и общественные ветви знания. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования, география – это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новый этап своего развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................3
1. Характеристика применения проверочных вопросов и заданий различных типов в образовательном учреждении……………………………….3
1.1.Направления и формы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии..................................................................9
1.2.Задания по теме «Гидросфера» (6 класс), в результате которых формируются различные виды универсальных учебных действий …...............15
2. Разработка урока по теме «Гидросфера»........................................20
2.1. Урок по теме «Реки» (6 класс)…………………………..34
2.2.Самоанализ урока географии в 6 классе по теме «Реки»…………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................51
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………..…………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аржанов, С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008. – 218 с. 2.
2. Асмолов А.Г. Бурлинская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М., Просвещение , 2011.
3. Бровко Е.В. Использование стихов в преподавании географии / Е.В. Бровко // География в школе. – 2004. – № 1. – с. 64 – 70.
4. Бугаева, Т.И. Тайны материков и океанов. Удивительные природные явления. [Текст] – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. – 288 с.
5.Вагнер Б.Б. Игровые тесты на уроках географии [Текст] / Б.Б. Вагнер. – М.: Флинта, 1997. – 150 с.
6. Вилейто Т.В., Седюк Н.Н. Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке.// География в школе. 2009. - №1.
7. Гаврилова Г.Ф. Природные зоны мира (урок– путешествие) VII класс / Г.Ф. Гаврилова // География в школе. – 1997. – № 2. – с. 80 – 81
8. Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии [Текст] / П.А. Громов. – М.: Просвещение, 1979. – 128 с.
9. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6– 8 классах. [Текст] / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.
10. Дронов В.П. География. Рабочая программа. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы. М., Просвещение, 2011.
Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося / А.М. Зотова // География в школе. – 2004. – № 3. – с. 46 – 49.
11. Крылова О.В. Интересный урок географии [Текст] / О.В. Крылова – М.: Просвещение, 1989. – 96 с
12. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина: В 2 ч. – Ростов-на-Дону: Учитель. – Ч. 1. – 2014. – 288 с.
13. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии / Л. Н. Макарова // Вопросы Интернет образования. — 2006. — № 36.
14. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 кл. [Текст] - М.: Вако, 2011.
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно. Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его зна¬ком « X » или « + ». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы. За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем.