Формы проявления агрессивного поведения у подростков
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы проблема агрессивного поведения у подростков приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание педагогов, социальных педагогов, психологов, которые рассматривают способы ее решения в контексте профилактики и преодоления агрессивных проявлений в обществе, снижения уровня агрессии, особенно среди подростков.На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях таких, как алкоголизм, наркомания, стрельба из оружия, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и другое [12]. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и проявление различных форм проявления агрессии. Резко увеличилась преступность среди подростков.Агрессивное поведение – одно из самых ярких проявлений, характерных для всех возрастных групп, включая подростковый возраст.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 5
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО……… ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ……………………………………… 7
1.1 Агрессивное поведение, как психологическая категория……… 7
1.2 Социально-психологические условия формирования агрессивного поведения подростков…………………………….. 15
1.3 Социально-психологические особенности поведения подростков…………………………………………………………….. 20
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ…………………… 25
2.1 Организация и методика проведения исследования……………… 25
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………………………………………………… 28
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 379 с.
Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
Большой психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерекова. – М.: Прайм-Еврознак, 2011. – 110 с.
Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.
Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Зимелёва, З. А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей. / З. А. Зимелева // Журнал «Психологическая наука и образование». – 2004. – № 5. – С. 3-5.
Кле, М. Психология подростка: Учебник для высших учебных заведений / М. Кле. – М.: Просвещение, 2010. – 203 с.
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 464 с.
Куницына, В. Н. Восприятие подростками других людей и себя. / В. Н. Куницына. – Л.: 2011. – 96 с.
Курганов, С. И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологический аспекты. / С. И. Курганов. – М.: 2011. – 76 с.
Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов. / П. Клайн. – Киев: ПАН Лтд., 2010. – 58 с.
Мудрик, А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. / А. В. Мудрик. – М.: Знание, 2012. – 158 с.
Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Издательский кий центр Академия, 2010. – 456 с.
Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В. Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2010. – 432 с.
Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 2009. – 343 с.
Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. / Л. М. Семенюк. – М.: Воронеж, 2013. – 212 с.
Агрессивное поведение – «это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим» А. Бассе 1961 г. [5].В понятии агрессивного поведения объединяются разные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств.При характеристике агрессии, чаще всего, используют два основных понятия – агрессивное поведение и агрессивность. Кажущаяся близость этих определений нередко затрудняет правильное понимание возникновения самой агрессии [6].Агрессивное поведение – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [3].В жизни часто бывает так, что, характеризуя того или иного человека, мы говорим: это агрессивная личность.Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему – агрессивности. В то же время мы должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которого было невозможно заподозрить в агрессивности.Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов – агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия. Однозначно, многозначность понятия «агрессия» достаточно очевидна.