Концепция женского мира в русских романах В.В. Набокова
Введение
Творчество В.В. Набокова 20-30 гг. широко изучено литературоведами. В 20-е гг. ХХ века, получив степень доктора французской и русской литературы, писатель с семьей переезжает в Берлин и начинает активно работать с различными эмигрантскими изданиями. Итогом этой работы становится большое количество рассказов, стихотворных произведений, пьес, переводов, критических статей и рецензий. Но подлинную славу, репутацию лучшего молодого писателя русского зарубежья принесли ему романы. Первым из этого ряда был роман «Машенька», который вышел в 1925 г. Он был «благосклонно, но без всяких «восклицаний» встречен критикой» [1, с. 21]. Роман «Защита Лужина» вышел в свет в 1930 г. и сразу вызвал много пересудов. Он привлек внимание самого Адамовича, который отозвался о нем как о «надуманной» книге, где можно заметить «новизну повествовательного мастерства, но не познавания жизни» [2, с. 156]. Но многие критики признавали этот роман вещью, в которой нашел себя В. Набоков как писатель. Были отзы
Оглавление
Введение 3
Глава I. Женский образ в структуре художественного произведения 10
1.1. Художественный женский образ в лингвистике и литературоведении 10
1.2. Значение женского образа в построении романов В.В. Набокова 17
Выводы к главе I 26
Глава II. Женские образы в гендерном аспекте 28
2.1. Женщина-«бабочка» 28
2.2. «Роковая» женщица 32
2.3. Женщина-спутница 38
2.4. Женщина-мать 50
Выводы к главе II 57
Глава III. Методический потенциал изучения русских романов В.В. Набокова в современной школе 59
3.1. Анализ учебных программ по литературе в современной школе 59
3.2. Конспект урока по литературе на тему «В поисках утраченного рая» (на примере романа В.В. Набокова «Машенька») 63
3.3. Конспект факультативного занятия по теме «Прислушаться к голосу чувств» (на примере романа В.В. Набокова «Приглашение на казнь») 72
Выводы к главе III 81
Заключение 82
Список литературы 84
Список литературы
1. Аверин, Б. В. Дар Мнемозины: романы Набокова в русской автобиографической традиции : Дисс. канд. филол. наук — СПб., 2003. — 400 с.
2. Адамович, Г. В. «Наименее русский из всех русских писателей...» / О. А. Коростелева и С. Р. Федякина // Дружба народов. — 1994. — № 6. — С. 216-237.
3.Адамович, Г. В. Сирин. Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова. — М. : Новое литературное обозрение, 2000. — 688 с.
4. Адонина, Л. В. Концепт «женщина» в русском языковом сознании [Электронный ресурс]. URL: https://cheloveknauka.com/kontsept-zhenschina-v-russkom-yazykovom-soznanii (дата обращения: 29.05.2023).
5. Анастасьев, Н. А. Владимир Набоков. Одинокий король — М., 2002. — 528 с.
6. Андреев, Н. Е. Об особенностях и основных этапах развития русской литературы за рубежом // Русская литература в эмиграции / Под ред. Н. Полторацкого. — Питтсбург, 1972. — 422 с.
7. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека — М. : Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
8. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет — М., Художественная литература, 1975. — 504 с.
9. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — 445 с.
10. Берберова, Н. Курсив мой: Автобиография // Вопросы литературы. — 1988. — № 11. — С. 184-243.
11. Бицилли, П. М. Трагедия русской культуры: исследования, статьи, рецензии / П. М. Бицилли. — М. : Директ-Медиа, 2017. — 496 с.
12. Бло, Жан Набоков В.В. — СПб., 2000. — 265 c.
13. Бойд, Б. Владимир Набоков. Русские годы — СПб., 2001. — 696 с.
14. Букс, Н. Звуки и запахи — М., 1998. — 208 с.
15. Ванечкин, П. Владимир Набоков // Иностранная литература. — 1990. — № 9. — С. 18-42.
16. Вострикова, М. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В.В. Набокова: русскоязычная проза крупных жанров : Дисс. канд. филол. наук — М., 1995. — 214 с.
17. Голубков, М. М
Итак, создавая образы женщин-бабочек, Набоков любуется своими творениями. Он выписывает этих героинь с нежностью и восхищением. В то же время он заостряет внимание на деталях, пытаясь уловить и задержать, облечь в слова чудо всепобеждающей женской прелести.
2.2. «Роковая» женщицаЖенские персонажи Набокова далеко не всегда призваны вызывать восхищение и нежность. В связи с этим мы выявили линию, представленную героинями иного, неположительного плана. Это женские персонажи, несущие негативное влияние, — именно те женщины, о которых говорит в своей статье М.М. Голубков (не вполне справедливо распространяя это суждение на все женские образы писателя): «Женщина может возбудить лишь страсть, оборачивающуюся в итоге тьмой и небытием» [17].
Открывает этот ряд Людмила, героиня романа «Машенька». Любовница Ганина, она духовно чуждый ему человек. Лев Глебович испытывает к Людмиле чувство, бл