Мотивация достижения у подростков с разным уровнем академической успеваемости
Введение
Актуальность исследования темы исследования. В настоящее время большое значение придается исследованиям мотивации достижения в том числе и мотивации достижения учеников с разной академической успеваемостью. Актуальность обуславливается тем, что с каждым годом системы образования все более совершенствуются, подготавливая общество к самостоятельному приобретению новых знаний, раскрытию творческого потенциала и формированию активной жизненной позиции.
Проблемами мотивации достижения занимались Г. Мюррей, Т. О. Гордеева, М. Ш. Магомед-Эминов, Х. Хакхаузен, Д. Макклелланд и др.
Наибольшую актуальность данная проблема имеет для такой возрастной группы как подростки. Ведь именно в этом возрасте особо остро возникает вопрос о самостоятельной, взрослой жизни. И именно в этот период колоссальное значение имеет учебная деятельность подростка, для более полного раскрытия его потенциала в будущем. Стоит отметить, что мотивация достижения играет особо важную роль для подростковой возр
Содержание
Введение 7
1. Теоретические особенности изучения мотивации достижения 10
1.1. Понятия мотив, мотивация, мотивация достижения в работах отечественных и зарубежных психологов 10
1.2. Характеристика мотивационной сферы подростков 19
1.3. Теоретическое обоснование формирования мотивации достижения у подростков 27
2. Экспериментальное изучение мотивации достижения подростков 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов исследования по мотивации достижения 41
2.3. Рекомендации по повышению мотивации достижения подростков. 46
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение А Журнал успеваемости школьников 61
Приложение Б Показатели мотивации достижения по методике «Измерение мотивации достижений» модификация теста-опросника А. Мехрабиана в редакции М.Ш. Магомед-Эминова. 63
Приложение В Показатели мотивации достижения к успеху по опроснику «Мотивация к достижению успеху» (Т. Элерс). 64
Приложение Г Показатели мотивации достижения к успеху по опроснику «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс). 65
Список литературы
1. Алаева, М. В. Специальная психология: учебно-методическое пособие / М. В. Алаева; Мордовский государственный институт. − Саранск, 2015. − 118 с. – Текст : непосредственный.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : Мысль, 1976. – 158 с. – ISBN 978-5-458-34744-0. – Текст : непосредственный.
3. Астапов, В. М. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов, Е. Е Малкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 273 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06937-2. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/526561 (дата обращения: 29.03.2023).
4. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 357 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14308-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. –URL: https://urait.ru/bcode/519955 (дата обращения: 20.04.2023).
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Моства: Просвещение, 1968. – 278 с. ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст : непосредственный.
6. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. – Москва : Юрайт, 2019. – 463 с. – ISBN 978-5-534-00753-4. – Текст : непосредственный.
7. Вилюнас, В. К, Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 464 с. – ISBN 5-9268-0423-x. – Текст : непосредственный.
8. Виндекер, О. С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты : учебное пособие для вузов / О. С. Виндекер. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 75 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-03400-4. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. –URL: https://urait.ru/bcode/492599 (дата обращения: 22.04.2023).
9. Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А .И. Наумов. – Изд. 3-е. – Москва: Гардарики, 2002. – 528 с. – ISBN 5–8297–0005–0. 7. – Текст : непосредственный.
10. Вудвортс, Р. Этапы творческого мышления / Р. Вудвортс. – Москва // Хрестоматия по общей психологии : психология мышления : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. – Москва : Издательcтво Московского университета, 1981. – С. 255-257. – Текст : непосредственный.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 281 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07290-7. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513888 (дата обращения: 18.03.2023).
12. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – Москва: Мир, 1992 – 872 с. – ISBN 5-03-001901-4. – Текст : непосредственный.
13. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – Москва : Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с. – Текст : непосредственный.
14. Гунько, А. П. Исследование мотивации успеха у основной, специальной и освобожденной групп по физической культуре / А. П. Гунько. - Текст: электронный // Молодой ученый. - 2018. - № 20 (206). - С. 83-84. - URL: https://moluch.ru/archive/206/50496/ (дата обращения: 12.04.2023).
15. Дергачева, О. Е. Автоно
Л. А. Венгер отмечает, центральным психологическим новообразованием этого периода является устойчивое самообразование и устойчивый образ «Я». Он связан с новым этапом интеллектуального развития, усилением личного контроля и самоуправления. Главным достижением юности является открытие своего внутреннего мира, освобождение от взрослых. Юноши особенно чувствительны к внутренним психологическим проблемам и переоценивают их значимость. Особенностью подростковой Я-концепции является повышенная чувствительность к своему телу и внешнему виду. У мальчиков и девочек вырабатываются определенные стандарты, идеалы, образцы «мужественности» и «женственности», которым они стремятся следовать в одежде, манерах и сленге. Часто эти нормы завышены или противоречивы, что порождает множество внутренних конфликтов - вариант синдрома дисморфофобии, повышение тревожности, снижение уровня требовательности, трудности в общении