Коррекционная работа по преодолению дислексии у младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: "Коррекционная работа по преодолению дислексии у младших школьников". В которой разработаны организационно-методические аспекты коррекционной работы по преодолению дислексии у младших школьников. Определена роль и значение организации и содержания коррекционной работы по преодолению дислексии у младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.05.2025
Объем файла
260 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность исследования. Полноценное обучение школьников невозможно без грамотного и правильного чтения. Однако выполнение этой задачи у младших школьников с дислексией сопряжено с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого нарушения чтения. В последнее время резко возросло количество младших школьников, у которых существуют различные проявления дислексии.
Дислексия – это специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении. Дислексия характеризуется затрудненным или беглым чтением слов и недостаточными навыками чтения.
Чтение – это навык, с помощью которого обучающийся приобретает знания и информацию, необходимые ему в учебе и на протяжении всей жизни. Специфическое расстройство чтения, проявляющееся в постоянных трудностях в овладении техническими и точными аспектами чтения, традиционно определяется как дислексия.
Проблеме дислексии посвящено б

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 6

1 Теоретические аспекты коррекционной работы по преодолению дислексии у младших школьников ………………………………………9

1.1 Формирование процесса чтения в онтогенезе речевой деятельности ……………………………………………………………9

1.2 Характеристика дислексии: понятие, этиология, патогенез, клиника, классификация ……………………………………………….16

1.3 Методические подходы к организации и содержанию коррекционной работы по преодолению дислексии у младших школьников ………………………………21

2 Организационно-методические аспекты коррекционной работы по преодолению дислексии у младших школьников …………………………. 27

2.1 Исследование процесса чтения у младших школьников ……… 27

2.2 Организация и содержание коррекционной работы по преодолению дислексии у младших школьников …………………… 35

2.3 Результаты контрольной диагностики процесса чтения у младших школьников …………………………………………………. 46

Заключение ……………………………………………………………...….... 49

Список использованных источников ………………………………………. 52

Приложение А «Диагностические материалы»……………………………. 57

Список использованных источников

1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г. Акушева – Текст : электронный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. – 2020. – № 4. – С. 49–51. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42419923  – Дата публикации : 17.01.2020.
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. –  Москва : В. Секачев, 2008. – 128 с. – Текст : непосредственный.
3. Балашова, Е. С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е. С. Балашова, И. А. Ерофеева – Текст : электронный // Достижения науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 83–89. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti – Дата публикации : 20.05.2022.
4. Богданец, О. А. Характеристика понятия языковой функциональной грамотности младших школьников / О. А. Богданец. – Текст : электронный // Современная наука и образование: новые подходы и актуальные исследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – № 5. – С. 127–133. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43326886 – Дата публикации : 26.06.2020.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. – Москва : Питер, – 2008. –398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4. – Текст : непосредственный.
6. Будникова, И. Н. Развитие навыка грамотного чтения у школьников / И. Н. Будникова, Н. Б. Цивенко. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 86–89. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3334/ – Дата публикации : 15.03.2013.
7. Дорофеева, С. В. Речевой дефицит и дислексия: экспериментальное исследование русскоговорящих детей : диссертация кандидата филологических наук: 10.02.19 / Светлана Валентиновна Дорофеева; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – Москва : 2020. – 68 с. с. – Текст : непосредственный.
8. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова. – Текст : электронный // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. – 2020. – № 9. – С. 250–255. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42995552 – Дата публикации : 11.06.2020.
9. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – Москва : ТЦ Сфера, – 2006. – 192 с. – Текст : непосредственный.
10. Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения / А. Е. Жумабаева. – Текст : электронный // Образование в XXI веке: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Москва : – 2020. – № 3. –С. 351–356. – URL: https://dppo.apkpro.ru/uploads/eys/cRBO53cqbDdEVQvay1Vnk4NQY – Дата публикации : 09.05.2021.
11. Иваненко, С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников /C. Ф. Иваненко. – Текст : электронный // Дефектология. Москва : 1997. – № 1. – С. 52–55. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47326887 – Дата публикации : 05.04.1997.
12. Колесникова, Г. И. Основы

Педагогу важно использовать формы работы, которые создают активность у младших школьников, способствуют снятию негативных переживаний, определяемых проблемами развития навыка чтения. Для этого учитель должен опираться на такие компоненты: самооценка, мотивация учения, нравственно-этическое оценивание и использовать такие образовательные технологии: проблемный диалог, метод проектов, ситуативное обучение, дифференциальное обучение.
В отношении каждого ребенка с дислексией должны быть учтены реальные и потенциальные способности, учтены пределы его самостоятельной работы. Обучающиеся с дислексией должны понимать свои трудности и должны знать способы по их преодолению.
Комплексный подход к коррекционному и развивающему образованию детей младшего школьного возраста с дислексией предполагает развитие слабого звена в психических функциях, полагаясь при этом на прочные связи вовремя специально организованного вз