Коррекция фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием при помощи логопедической технологии «ЛЭПБУК»
Введение
Речевая функция является основополагающим компонентом в становлении полноценной личности человека, от которой в дальнейшем зависит успешность речевого общения. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся именно на детский возраст – дошкольный и школьный периоды. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие ребёнка. Но также любой период развития, начиная постнатальным, подвержен различным угрозам для ребёнка, которые в дальнейшем могут проявиться и в речевом развитии. В данной работе рассматривается изучение фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, которые к 5-6-летнему возрасту не овладели звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интелл
Содержание
Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием….....…...……………….…………….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием……..……………..………7
1.2. Специфика использования логопедической технологии «лэпбук» для коррекции фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием…….………………………………………………….……….…….16
Выводы по Главе 1……………………………………………………………........36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.……..….…………………………....38
2.1. Диагностика уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием……………………………………………………………………....38
2.2. Программа логопедической работы по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием при помощи логопедической технологии «лэпбук»…......43
Выводы по Главе 2…....….……………………………………...…………………54
Заключение………………………………………..……………….………………..55
Список литературы ……………………….……………………………….……….57
Приложения………………………………………………………………………....62
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ/ Принят Государственной Думой 21.12.2012 г.
Монографическая литература:
3. Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации // Азбука детства.– Самара: ООО «НТЦ». – 2017.
4. Блохина, Е., Лиханова, Т., Морозова, Л., Харина, О. Лэпбук – наколенная книга // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. – 2015. – № 4.
5. Бохан О. А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения / О. А. Бохан. – Текст: непосредственный // Логопед. – 2006. – № 2. –
6. Бурачевская, О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактивплюс», 2016. – № 2 (6).
7. Бурачевская, Н.И. Интерактивные средства формирования произносительной стороны речи // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017г.). – Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017.
8. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015
10. Зееман М. Расстройства речи в детстком возрасте. – М.,1962.
11. Иванова А.С. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / А.С. Иванова, Е.П. Андреева // Материалы IX Междунар. науч. конф. (г.Москва, ноябрь 2016). – Москва: Буки-Веди. – 2016.
12. Калашникова И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников // Логопед. – 2013. – март.
13. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н. В. Каримова // Образование и воспитание. – 2016. – No 2.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
15. Каше Г.А. Программа обучени
Кроме коррекции фонематического восприятия с помощью «лэпбука» можно закреплять правильное произношение звука, расширению и обогащению словаря, развиваем навыки грамматически правильной речи и творческие способности.
Подобное пособие включает в себя, например, такие задания как:
артикуляционная гимнастика в картинках;
задания на автоматизацию звука изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихотворениях и в связной речи;
задания на развитие фонематического анализа и синтеза.
Данная работа позволяет сделать вывод, что использование игровой технологии «лэпбук» несет множество положительных моментов в речевое и общее развитие ребенка:
- объединение детей с взрослыми и сверстниками, а именно социализация и развитие коммуникативных навыков;
- развитие самостоятельности;
- развитие творческого мышления, любознательности, ВПФ, мелк