Исследовании основных методических принципов и подходов в обучении грамматике английского языка в средней школе
Введение
В соответствии с Государственным образовательным стандартом главной задачей обучения иностранным языкам, в частности английскому, является развитие личности, которая способна осуществлять межличностное, профессиональное и межкультурное общение с носителями языка, то есть, формирование «способности человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения» [45]. Стоит отметить, что владение грамматикой иностранного языка является ключевым компонентом коммуникативной компетенции и основой всех видов речевой деятельности.
Главной целью обучения английскому языку является свободное общение. Свободное общение включает в себя грамотную устную речь. В обучении говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Путём формирования грамматического навыка происходит обучение корректному оформлению высказывания, грамматике и распознавание определённых грамматических форм в устной речи и в письме.
Множество трудностей
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Основные методические принципы и подходы в обучении грамматики английского языка в средней школе 7
1.2 Государственные стандарты по английскому языку и предметному стандарту на начальном среднем уровне изучения английского языка по школьной программе (уровень A2+ Pre-Intermediate) 16
1.3 Формирование речевых грамматических навыков уровня Pre-Intermediate 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ СРЕДНЕМ УРОВНЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (УРОВЕНЬ A2+ PRE-INTERMEDIATE) 31
2.1 Грамматические упражнения для достижения образовательных результатов уровня A2+ Pre-Intermediate 31
2.2 Методические приёмы формирования речевых грамматических навыков уровня A2+ Pre-Intermediate 42
2.3 Методические рекомендации по обучению грамматике английского языка в средней школе 52
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
Список использованной литературы
Алексеева И.В. Работа над грамматической структурой на уроках иностранного языка/ иностранные языки в школе. - 2001. - № 6. - С. 31
Белогрудова В.П. Грамматика. Это интересно! / Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. - С. 27 Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - С. 287
Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. [Текст] / И.Л. Бим - М.: Просвещение, 1988. - 256 с
Блох М. Я. Б70 Теоретическая грамматика английского языка: Учеб-. ник. Для студентов филол. фак. ун-тов и фак. англ. яз. педвузов. — М.: Высш. школа, 1983.— с. 383
Вейхман Г.А. Новое в грамматике современного английского языка. Москва: Астрель: АСТ, 2002. – 543 с.
Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7.
Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Айрис-Пресс, 2000.-С. 8-14
Гальскова В. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 2004. №1. С. 3
Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам [Текст] // Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: ACADEMA, 2004. - 234 с.
Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. / Гез Н. И - М., 2006.
Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - С. 371
Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // Иностранные языки в школе, 1999. - №2 - С. 32-38.
Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя – М.: Просвещение, 2001 – 222 с.
Клименко, А.Д. Теоретические основы методики обучения
Целью закрепления грамматических знаний является выработка соответствующих умений, которые путем последующей автоматизации переходят в навыки. Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться навык. Грамматическое действие производится только в определенных словарных границах, определенном словарном материале.
Е. И. Пассов называет грамматический навык как “способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам данного языка, причем все это – мгновенно” [46, 97].
По мнению Е. Н. Солововой, «недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции» [33].
С психолингвистической точки зрения уместно выделять языковые и речевые грамматические навыки.
По