Формирование творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности посредством включения их в групповую работу
Введение
Актуальность исследования. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей формирования творческих способностей детей является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим формированием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
1 Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста
2 Внеурочная деятельность, как среда формирования творческих способностей младших школьников
3 Возможности формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения их декоративной лепкево внеурочной деятельности
Выводы по главе 1
Глава 2 Практика вовлечения младших школьников в групповую внеурочную деятельность для формирования творческих способностей
1 Условия формирования творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях по лепке МБОУ «Ивановская СОШ» Москаленского района Омской области
2 Опытная работа по формированию художественного творчества младших школьников при помощи занятий по обучению лепке в группах во внеурочной деятельности
3 Методические рекомендации по формированию творческих способностей учеников младших классов во внеурочной деятельности
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: // Нормативно-правовая база «Гарант».
Алиева, Л. В. Воспитание творческой личности / Л. В. Алиева // Воспитательная работа в школе. 2021. - № 5. – С. 17-18.
Амонашвили, Ш.А. Обучение в начальной школе / Ш.А. Амонашвили. - М: Просвещение, 2019. – 127 с.
Амонашвили, Ш.А. Психолого-педагогический подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - Изд-во: Ин-т практической психологии, 2020. – 211 с.
Афанасьев, В. Г. О системном подходе к воспитанию школьников / В. F. Афанасьев // Педагогика. - 2020. - № 2. – С. 32-33.
Алиева, Л. В. Детское общественное объединение как пространство развития ребенка / Л. В. Алиева // Воспитательная работа в школе. 2020. - № 3. – С. 28-29.
Атрашенко, А. Н. Система общего образования: теория; методология, практика: учеб. пособие / А. Н. Атрашенко, Томск, 2019. – 144 с.
Афанасьев, В. Г. Воспитание школьников / В. F. Афанасьев // Советская педагогика. - 2021. - № 7. – С. 20-22.
Арапова, С.В. Обучение творчеству. - СПб: КАРО, 2019. – 99 с.
Белова, Е.С. Одаренность ребенка. Раскрыть талант. - М.: МПСИ, Флинта, 2019. – 224 с.
Бюлов, Э. Детское творчество // Исцеляющее искусство, 2021 №1. – С. 67-68.
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей детей. - М., 2019. – 136 с.
Бруднов, А. К. Внеурочная деятельность в школе / А. К. Бруднов // Педагогика. 2019. - №9. – С. 41-43.
Основные творческие качества проявляются у ребенка в результате онтогенеза. То есть уже на начальных этапах развития человека складываются основные элементы творческого мышления. По словам Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др.: для всестороннего развития и максимального раскрытия детских творческих способностей с учетом готовности педагогов к управлению данным процессом, требуется изучение социальных и биологических детерминант структуры личности и роли их в развитии индивидуальности [1, с. 28].В. С. Юркевич занимался изучением вопросов об обучении творчества у детей и сделал вывод, что понятие креативности у детей совершено различны, по сравнению с данным понятием у взрослых, она имеет особую структуру и содержание. Детям присуща «наивная» креативность – это проявление естественного поведения детей, ввиду отсутствия стереотипов. Было замечено, что у детей младшего школьного возраста начинается спад креативности, так как меняется структура и содержание самого понимания творчества. В данный этап развития, ребенок начинает решать задачи «усвоения и адаптации», он осваивает социальные нормы и овладевает социальными стереотипами поведения, в результате чего переходит на новый уровень развития. Вместе с тем, высокоодаренные дети развивают эти данные раньше своих ровесников. Причем, пройдя курс специального развивающего обучения, интеллектуальные дети имеют высокие показатели и их креативные данные становятся также высокими, даже у тех, кто в самом начале имел низкие показатели креативных данных [12, с. 65.].Творчество человека начинается с детства, с того времени, когда важным компонентом развития ребенка являются творческие способности. Концепция школьного воспитания оценивает формирование базовых черт личности, как результат деятельности развития творческих способностей и воображения. Нужно вызвать у ребенка интерес к творческой деятельности, так как это ведет к развитию его личностных качеств и формировании индивидуальности, а также поддерживать этот интерес на протяжении времени, чтобы с годами потребность в творческом развитии не уменьшалась, а наоборот возрастала.