Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»

Скачать дипломную работу на тему: Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир». В которой определены уровни сформированности исследовательских умений младших школьников. Изучены возможности формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.05.2025
Объем файла
180 Кб
Количество страниц
73
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ни для кого не секрет, что каждый ребёнок от природы является любознательным и полным желания учиться. Именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.А.И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Она возникает на основе поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения. Мотивирующие факторы исследовательского поведения и механизмы его осуществления лежат в основе исследовательской деятельности [34].В условиях реализации ФГОС нового поколения становится очевидной необходимость формирования у младших школьников исследовательских умений, позволяющих ему интегрироваться в социальном мире, обрести опыт самостоятельного познания окружающего мира. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1. Формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста как проблема педагогической науки и практики
2. Содержательная характеристика понятия «исследовательские умения»
3. Особенности изучения предмета «Окружающий мир»
Выводы по главе I
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1. Диагностика сформированности исследовательских умений у младших школьников
2. Методики формирования исследовательских умений детей в курсе «Окружающий мир» на примере 1 класса
3. Анализ и результаты контрольного эксперимента
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обновленный ФГОС начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 286).
Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 7. - С. 24-33.
Андреев В.И. Приемы занимательности на уроках математики / В. И. Андреев // Начальная школа. -2008. - № 4. - С. 45-47.
Баматова Д. К. Формирование у младших школьников элементов исследовательских умений в процессе обучения математике: автореф. дис. на ... канд. пед. наук: специальность 13.00.02 / Баматова Джамиля Казбековна; Дагестанский гос. педагогический университет. Махачкала, 2004. 18 с.
Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: учеб.-метод. пособие / В.А. Бордовский. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 169 с.
Вальчук А.Н. Особенности развития исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-kurse-okruzhayuschiy-mir (дата обращения: 02.12.2022).
Гальперин П.Я. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / П.Я. Гальперин // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 35-39.
Гладкова А. П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.01 / Гладкова Александра Петровна; ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Волгоград, 2013. 26 с.

В современном мире, где личность стоит на первом месте, как в социальном, так и учебном пространстве, необходимо создать условия для успешной её реализации, что отражено в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).Согласно обновлённому ФГОС обучающиеся начальной школы должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательскими умениями [7, с. 35].Современное общество ставит перед российской школой задачу раскрытия способностей каждого обучающего, воспитания личности, которая готова жить в высокотехнологичном, конкурентном мире. Наиболее востребованными в этом контексте качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные способы действия, способность принимать решения в ситуациях неопределенности и выбора. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для вовлечения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности в исследовательскую, с тем, чтобы учащиеся научились познавать мир, в том числе на основе осознания окружающих ребенка проблем, выдвижения гипотез, умений доказывать или опровергать их, использовать методы научных исследований для аргументации своих суждений и выводов, принимать решения и помогать друг другу реализовывать собственные и общественно значимые интересы. Тем самым закладываются предпосылки самостоятельной ориентации ребенка как учебной, так и вовнеурочной деятельности, в повседневной жизни.