Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровых технологий

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровых технологий". В которой рассмотрена методика использования игровых технологий для детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе. Разработана программа формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников игровыми технологиями.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.05.2025
Объем файла
301 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Использование игр в современном образовательном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
В связи с этим формирование универсальных учебных действий выступает одной из приоритетных задач образования. На данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков.
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……………..7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика личности младших школьников………………………………………………………..7

1.2. Основные понятия личностных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста………………… 13

1.3. Особенности использования игровых технологий в процессе развития личностных универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………. 25

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 31

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………………………… 32

2.1. Организация и методы исследований……………………………. 32

2.2. Анализ уровня развития личностных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе эксперимента……………………………………………………… 35

2.3. Авторская программа развития личностных универсальных учебных действий младших школьников………………………… 40

2.4. Анализ уровня развития личностных универсальных учебных действий младших школьников на контрольном этапе эксперимента………………………………………………………. 44

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….. 52

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Абдульменова, З. З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку [Текст] / З. З. Абдульменова. – Начальная школа. – 2008. – №11. – С. 62-64.

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2011. – 152 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва : Просвещение, 1968. – 464 с. – Текст: электронный

4. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания : Педагогика / Е. В. Бондаревская. – Москва : Педагогика, 2001. – №1.  – Текст : непосредственный.

5. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе : учебное пособие [Текст] / Е.А. Быстрова, С.И. Львова. – Москва : Дрофа, 2004 – 240 с.

6. Бойнова, Н. И. Творческие игры на уроках русского языка [Текст] / Н. И. Буйнова. – Начальная школа. – 2005. – №10. – С.38- 40.

7. «Библиофонд» — Электронная библиотека: статей, учебной и художественной литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5472.

8. Введ. Токарева_В_Ю_ВКР. Бак. : сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4204/%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4.%20%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%92_%D0%AE_%D0%92%D0%9A%D0%A0.%20%D0%91%D0%B0%D0%BA.pdf?sequence=1&isAllowed=y – Название с экрана.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах.Т4. Детская психология./ Под. Ред. Д.Б. Эльконина, - М.: Педагогика, 2004- 565с.

10. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – Москва, 2010. – С. 27-37.  – Текст : непосредственный.

11. Виноградова, Н. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий, как планируемых результатов обучения / Н. Виноградова. – Москва :  Начальная школа, 2014. – 105 с. – Текст : непосредственный.

12. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2010.

13. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – Москва : Владос-Пресс. 2009. – 159 с.

14. Воровщиков, С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс] / С. Г. Воровщиков // «Эйдос»Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal

15. Готов ли ваш ребенок к школе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе [52].
 А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация - средство организации