Память и ее развитие в учебной деятельности

В дипломной работе систематизирована научная информация относительно определения, типологии памяти и механизмов ее функционирования, выявлена специфика памяти как высшей психической функции, изучены основные мнемонические приемы, применяемые в практике психолого-педагогического сопровождения.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.08.2022
Объем файла
120 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена одной из важнейших проблем теоретической и практической психологии - проблеме развития памяти учащегося в процессе учебной деятельности. Актуальность этой проблемы оправдывается тем, что память - один из важнейших атрибутов самой жизни человека, обеспечивающий нормальное функционирование личности и общества. Развитие памяти, как высшей психической функции, является основой дифференциации человека и животного, а также - кажется одним из важнейших векторов человеческого прогресса, поскольку является необходимым условием обучения, приобретения знаний и развитие навыков.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Физиологические основы памяти. 6

1.1. История исследования памяти. 10

1.2. Физиологические теории памяти. 10

1.3. Классификация видов памяти. 19

1.4. Основные процессы и механизмы памяти. 22

ГЛАВА 2. Особенности учебной деятельности. 25

2.1. Сущность и возрастные особенности учебной деятельности. 25

2.2. Психологические особенности младшего школьника. 34

2.3. Особенности формирования и развития памяти в процессе учебной деятельности на примере младших школьников 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 50

Список литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная психология. – М.: Прогресс. 1998 – ISBN 5–94462–025–0

2. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностич. Методики. Коррекционные упражнения. – 3‑е изд., перераб. и доп. – М.: изд. «Ось‑89», 2000‑ISBN 5–7931–04108–9

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997 – ISBN 5–365–00740–8

4. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. – Харьков: Украина. 1995‑ISBN 5– 365–00096‑Х

5. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии. – М.: Просвещение. 1997 – ISBN 5–9589–0112–5

6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Т.2.– М. 1997 – ISBN 5–9589–0721–6

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1986.

8. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно- методическое пособие. М.: «Ось‑89», 2002‑ISBN 5–89123–987–6

9. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М., Просвещение, 1993 – ISBN 5–85294–027–7

10. Воспитание младшнго школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. – 4‑е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000‑ISBN 5–238– 00435–4

11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 2006 – ISBN 5–7975=0548–7

12. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2‑Самара: «БАХРАХ», 1999‑ISBN 5–94798–207–2

13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1995 – ISBN 5 – 59512–0206‑Х

14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999 – ISBN 5–8354–0145–0

15. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1994 – ISBN 5–8184–0087–5

16. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, №3.

17. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. – 1989, №5

18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.:Просвещение, 2005 – ISBN 5–7975–0594–8

19. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1998 – ISBN 5–94798–428–8

20. Крысько В.Г. Психология – М.: Просвещение. 2001‑ISBN 5–9512–0266–3

21. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей:Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997 – ISBN 5–978– 533–11828–3

22. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. / Ученые записки Пермского педагогического института. – Пермь, 1970.-т. 77, 23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4‑е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – ISBN 5–7749–0289–5

24. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995 – ISBN 5–8369–00420–6

25. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998 – ISBN 5–8354–0259–7

26. Память и ее развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Психология. 1999 – ISBN 5–94462–025–0

27. Парыгин Б.Д. Общая психология. – СПб.: Аврора. 1999 – ISBN 5–7931– 04108–9

28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Век. 1995 – ISBN 5–365–00740–8

29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Учпедгиз. 1995 – ISBN 5–365–00096‑Х

30. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999 – ISBN 5–9589–0112–5

31. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. 1990

– ISBN 5–9589–0721–6

32. Рогов Е.И. Настольная кн. практич. психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2‑е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1999 – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – ISBN 5–89123–987–6

33. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – ISBN 5–85294–027–7

34. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1995 – ISBN 5–238–00435–4

В зависимости от способа хранения материала различают мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная (иконическая) память - это прямое отражение образа информации, воспринимаемой органами чувств. Его продолжительность составляет от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет на короткий промежуток времени (в среднем около 20 секунд) обобщенный образ воспринимаемой информации, ее наиболее существенных элементов. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется объемом информации, который человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшая особенность кратковременной памяти - ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, и привлекает его повышенное внимание. «Мозг обычного человека, - сказал Эдисон, - не воспринимает даже тысячную часть того, что видит глаз».