Учет специфики типов заданий при подготовке к олимпиадам по русскому языку: на материале опыта работы со старшеклассниками МБОУ Байтеряковская СОШ
ВВЕДЕНИЕ
С момента утверждения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в России начался переход от авторитарного образования к личностно - ориентированному. В рамках этого перехода происходит поиск новых подходов к развитию личности, среди различных способов и приемов можно выделить наиболее популярный из них – участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
Данная работа посвящена исследованию специфики типов заданий при подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Актуальность настоящей работы определяется несколькими факторами.
Во-первых, олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач, так как уже на этапе подготовки к ним создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях.
Во-вторых, предметные олимпиады ориентируют на целостное, глубокое и систематическое изучение учебного предмета, на овладение компл
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1.1 Структура олимпиадных заданий по русскому языку.
1.2 Типы олимпиадных заданий по русскому языку.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
2.1 Диагностика одаренности и принципы работы с обучающимися.
2.2 Факультативные занятия как форма подготовки обучающихся к олимпиадам по русскому языку.
Выводы по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список использованной литературы
1. Абдуллина Амина Шакирьяновна, Лысова Ольга Васильевна, Климина Юлия Евгеньевна Междисциплинарный подход при подготовке к олимпиадам по русскому языку // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-pri-podgotovke-k-olimpiadam-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 21.03.2023).
2. Анисимова, Д. А. Подготовка учащихся к выполнению заданий Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (вопросы истории языка) / Д. А. Анисимова, Е. В. Казакова // Русское слово : Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Условия развития функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации образовательных программ среднего общего образования", посвящённой Дню памяти профессора Е.И. Никитиной, Ульяновск, 18 февраля 2021 года / Ответственный редактор Е.В. Баканова. Том 13. – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2021. – С. 16-24.
3. Бекасова Е.Н. О РАБОТЕ С ДРЕВНЕРУССКИМИ ТЕКСТАМИ В РАМКАХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ // МНКО. 2021. №5 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-rabote-s-drevnerusskimi-tekstami-v-ramkah-olimpiadnyh-zadaniy-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 01.02.2023).
4. Белкина Ю. А. КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Поволжский педагогический вестник. 2019. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommentirovanie-teksta-na-staroslavyanskom-yazyke-kak-chast-podgotovki-shkolnikov-k-olimpiade-po-russkomu-yazyku-iz-opyta-raboty (дата обращения: 05.03.2023).
5. Беляева, Н. В. Проблемные вопросы фонетического анализа при подготовке школьников к олимпиаде по русскому языку / Н. В. Беляева, Л. И. Бурякова // Incipio. – 2017. – № 12. – С. 59-66.
6. Боброва, С. В. Готовим школьников к олимпиаде по русскому языку / С. В. Боброва // Русский язык в школе. – 2012. – № 5. – С. 42-50.
7. Богданова, Ю. В. Самодостаточные лингвистические задачи при подготовке к олимпиадам по русскому языку / Ю. В. Богданова // Русская словесность и современная школа: научно-методический журнал кафедры русского языка и литературы : Материалы II Всероссийских научных чтений, Набережные Челны, 04 декабря 2019 года / Под редакцией О.П. Глуховой, К.А. Калинина. Том Выпуск 3. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. – С. 8-13.
8. Васильева, М. В. Система работы по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе / М. В. Васильева // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях, Тамбов, 30 апреля 2012 года. Том Часть 6. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2012. – С. 26-28.
9. Вахитова, Р. А. Методика подготовки к олимпиадам по русскому языку / Р. А. Вахитова, О. В. Тугузбаева // Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз : материалы XVIII Межрегиональной научно-практической конференции, Уфа, 25 апреля 2018 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2018. – С. 37-41.
10. Гапонова Жанна Константиновна, Мельникова Екатерина Михайловна Домашние задания как средство подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/domashnie-zadaniya-kak-sredstvo-podgotovki-shkolnikov-k-olimpiadam-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 01.05.2023).
11. Гапонова Жанна Константиновна, Мельникова Екатерина Михайловна Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку // Ярославский педагогический вестник. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-shkolnikov-k-olimpiadam-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 17.04.2023).
12. Гетманская Елена Валентиновна Олимпиада как форма взаимосвязи среднего и высшего обра
Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов также можно рассмотреть в составе двух групп.
1. От модели текста к тексту. Задания первого типа обнаруживают владение навыками построения связного тематически целостного и стилистически единого текста, умение выбрать форму, соответствующую содержанию. В структуре текстовой компетентности человека выделяют три взаимосвязанных компонента: а) осознанная ориентация натекстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); б) владение совокупностью средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; в) владение арсеналом средств жанрово-стилистического воплощения текста, их осознанный выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием, прагматикой текста. Эти параметры могут быть учтены и при оценке.
Целью подобных конкурсных