Связь эмпатических способностей матери и ребенка на примере подростков с девиантным поведением
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире перегруженности, техногенности, обилия стрессовых раздражителей отсутствие теплого, заинтересованного контакта между родителем и ребенком зачастую становится нормой. В семье, где ребенок получает первый опыт создания чутких, доверительных отношений, учится создавать доброжелательный контакт, родителям важно предоставить ребенку не только здоровую основу психоэмоционального развития, но и полноценный обучающий опыт по построению межличностных отношений. Особая роль в этих процессах принадлежит матери. В связи с этим было решено взять в фокус исследовательского внимания фигуру матери и рассмотреть ее психоэмоциональные особенности. Так как психоэмоциональная сфера многогранна, был выбран такой ее компонент как эмпатия.
Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций, являясь «ядерным» образованием личности и играя важнейшую роль в жизни детей (В.П. Кузьмина). Мы считаем эмпатию важнейшей составляющей частью
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА...………………...………………………………………………………………..7
1.1. Основные психолого-педагогические подходы к понятию эмпатических способностей матери...…………………………………………………………...………....7
1.2. Особенности связи матери и ребенка-подростка...…………………………………26
1.3. Психолого-педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением...……………………………………………………….....……………………37
Выводы по 1 главе...……………………………………………………………….………52
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МАТЕРИ И ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ И НЕ СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ...……………..55
2.1. Организация и методики исследования...………………………………….………..55
2.2. Результаты исследования и их интерпретация...……………………………………59
2.3. Рекомендации по результатам исследования...………………………..……………73
Выводы по 2 главе...…………………… ..…………………………………..……..……..75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………..……..……….……….77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………………………………...….…….79
ПРИЛОЖЕНИЯ...………………………………………………..……..…..…….....……..88
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста / Т.П. Авдулова. – М.: Юрайт, 2021. – 394 с.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В.Г. Баженов. – М.: Знание, 2002. – 415 с.
3. Базалева Л.А. Психологический анализ проблем взаимодействия между матерью и ребенком // Дружининские чтения: Материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. И.Б. Шуванова, С.Н. Тесля, О.А. Михайленко и др. – Сочи: СГУТиКД, 2017. – Т.2. – 276 с.
4. Балакирева О.Н. Дифференциация жизненных путей молодого поколения в зависимости от факторов социальной среды / А.Н. Балакирева. – 2007. – № 13. – С. 6–9.
5. Балута Л.И. Психолого-педагогический анализ формирования личности учащихся и профилактика их социального поведения / Л.И. Балута // Новые технологии обучения. – 2001. – № 30. – С. 22–29.
6. Баранов В.В. Исследование автобиографии девиантного подростка как один из приемов выявления его социализации / В.В. Баранов, И.А. Похлебна // Практическая психология и социальная работа. – 2001. № 9. – С. 10–13
7. Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – М.: Наука, 2004. – 217 с.
8. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress», и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Писхол. журн. – 2006. – № 1. – С. 122–133.
9. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Писхол. журн. – 2006. – № 2. – С. 113 – 123.
10. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3: Стратегии и стили преодоления стресса / В.А. Бодров // Писхол. журн. 2006. – № 3. – С. 106 –116.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
12. Бондарчук О.И. Психология семьи / А.И. Бондарчук. – К.: МАУП, 2001. – 96 с.
13. Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / И. Бонивелл. – М.: Время, 2009. – 192 с.
14. Ботова Н. Определение агрессии как эмоционального проявления / Н. Ботова. – М.: Интернет-ресурс, 2003. – 8с.
15. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
16. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер. – М.: Мосты культуры, 2017. – 144 с.
17. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. – М., 2008. – С. 542–543.
18. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Б.Б. Величковский. – М., 2007. 27 с.
19. Виникотт Д.В. Разговор с родителями / Д.В. Виникотт. – М.: Класс, 2014. – 205 с.
Несмотря на искреннее желание помочь, такой подход формирует у ребенка понимание неуверенности матери в его собственных способностях и возможностях, что чревато достаточно неблагоприятными последствиями. При достижении ребенком старшего дошкольного возраста, крайне значимым представляется минимальное вмешательство со стороны матери в нюансы его личностного функционирования, которые позволяют самостоятельное разрешение. Достаточно поддерживать ребенка в случае промахов и искренне радоваться новым свершениям.
Как отмечают отдельные исследователи, присутствует вероятность передачи стресса, свойственного тревожным матерям, непосредственно детям, что обуславливает негативный «эмоциональный след», сохраняющийся в течение всего последующего существования. Отношения в системе «мать-ребенок» имеют существенную важность для становления и развития личности последнего. При этом с точки зрения взаимодействия с тревожной