Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе овладения грамматическим навыком письма на уроках французского языка
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы эффективно управлять учебным процессом при изучении иностранного языка, необходимо иметь четкую систему контроля за прогрессом учащихся в овладении речевыми навыками и умениями. Контроль уровня обучения не только помогает учителю, но и дает возможность ученику осознанно корректировать свою речевую деятельность. Однако вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам до сих пор остаются актуальными, поскольку это важный компонент учебного процесса, направленный на объективную оценку уровня овладения материалом на каждом этапе развития речевых навыков и умений учащихся.
Однако не только проблема контроля, а также и самоконтроля учеников очень актуальна. Готовность самостоятельно обучаться, а также применять свои знания на практике является весомым достоинством любого обучающегося. Однако основной проблемой является недостаток готовности учеников к обучению на практике, поскольку они не владеют способами выполнения новых форм учебной деятельности, в то
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы организации контроля и самоконтроля на уроках иностранного языка.
1.1 Контроль в обучении иностранному языку.
1.1.1 Роль, цель и функции контроля на уроках иностранного языка.
1.1.2 Виды, формы и способы организации контроля на уроках иностранного языка.
1.1.3 Принципы и требования к контролю на уроках иностранного языка.
1.2 Самоконтроль на уроках иностранного языка.
1.2.1 Понятие самоконтроля в процессе обучения иностранному языку.
1.2.2 Типы, формы и методы организации самоконтроля на уроках иностранного языка.
1.2.3 Критерии оценки уровня сформированности навыка самоконтроля.
1.2.4 Педагогические условия формирования готовности к самоконтролю учащихся средней ступени обучения.
1.3 Контроль и самоконтроль в процессе овладения грамматическим навыком письма.
Выводы по главе I
Глава II. Опытно-практическая работа по организации контроля и самоконтроля учащихся в процессе овладения грамматическим навыком письма на уроках французского языка на средней ступени обучения.
2.1 Описание опытно-практической работы.
2.2 Требования, предъявляемые ФГОС к грамматической стороне речи на среднем этапе обучения иностранным языкам.
2.3 Разработка упражнений на формирование навыков контроля и самоконтроля.
2.4 Средства и критерии оценивания результатов.
2.5 Анализ результатов опытно-практической работы.
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с.
2. Брейгина М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000, No1. – С. 23 – 26.
3. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. - М.: Добросвет, 2010. - 832с.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова; М: АРКТИ – ГЛОССА, 2000. – 165 с.
5. Гольденберг, Т. Я. Сборник упражнений по грамматике французского языка / Т.Я. Гольденберг, Е.К. Никольская. - М.: Альянс, 2014. - 288 c.
6. Горина В.А. Функциональные проявления контроля в обучении иностранному языку (педагогический контроль и самоконтроль) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. №2 (766). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-proyavleniya-kontrolya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-pedagogicheskiy-kontrol-i-samokontrol (дата обращения: 19.03.2023).
7. Григорьева, Е. Я. Objectif: Méthode de francais 10-11: Guide pédagogique / Французский язык. 10-11 класс. Книга для учителя / Е.Я. Григорьева. - М.: Просвещение, 2015. - 128 c.
8. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
9. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе. 2001, No 6. – С. 26 – 30.
10. Мильруд Р. П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике // Иностранные языки в школе. 2002, No2. – С. 8 – 9.
11. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Иностранные языки" / Р. К. Миньяр-Белоручев. - репринтное изд. - Москва : Альянс, 2012. – 223 с.
12. Миролюбова А. А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 1999. – 112 с.
13. Мор Г. А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. 1988, No10. – С. 14 – 15.
14. Пестова Е. А. Основы формирования навыка самоконтроля при обучении иностранному языку: психолого-педагогический анализ // Вестник КГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-navyka-samokontrolya-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-psihologo-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 14.03.2023).
15. Слободчиков В. А. Контроль в обучении
Когда мы говорим о самоконтроле в контексте обучения, необходимо учитывать, что он имеет сложную структуру, состоящую из нескольких уровней. В общем виде, эту структуру можно разделить на три уровня:
1) учащиеся выполняют учебные задания правильно и осознают свои действия, что свидетельствует о сформированности механизма самоконтроля;
2) учащиеся иногда допускают ошибки в выполнении заданий, осознают свои ошибки и корректируют свои действия. В целом, у них уже сформирован механизм самоконтроля, однако он переходит от непроизвольного к произвольному после совершения ошибки. Таким образом, механизм самоконтроля еще не совершенствовался до конца;
3) учащиеся не могут осуществлять самоконтроль и не осознают свои ошибки. Им нужна помощь преподавателя, чтобы сформировать механизм самоконтроля на уровне, необходимом для успешного обучения.
Из этого следует, что самоконтроль имеет уровневый характер, и задача преподавателя заключается