Начальное образование в Симбирской губернии во второй половине XIX –начале ХХ века
Введение
Актуальность темы исследования. Образование является одной из самых важных сфер государственной и общественной деятельности. Сегодня все больше исследований проводится в области образования, так как наш мир меняется очень быстро, и в XXI веке мы стали свидетелями появления новой образовательной философии, которая должна изменить отношения между школой и государством, а также роли учащихся и учителей.
Школа не является просто учебным заведением, она является сложной системой, которая отражает особенности развития всего общества. Основная цель школы - удовлетворение потребностей граждан в образовании.
Тема исследования, которую мы рассматриваем, актуальна в связи с продолжением работы по проблемам развития начального образования, которые были актуальны в конце XIX и начале XX века. Одним из аспектов этой работы является развитие системы начального образования для нерусских народов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..………… 4
Глава 1. Становление и развитие начального образования в Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX вв………………………… 20
. Состояние начального образования в Симбирской губернии с конца XVIII до 60-х гг. XIX в………………………………………………………………… 20
1.2. Начальное образование инородцев в Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX вв…………………………………………………….. 32
1.3. Начальное женское образование в Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX вв . …………………………………………………… 41
Глава 2. Управление начальным образованием и участие земств в развитии начального образования Симбирской губернии во второй половине XIХ – начале XX вв.……………………………………………………………………….58
2.1 Формирование системы управления начальным образованием в Симбирской губернии в конце XIX – начале XX вв.……………………………. 58
2.2. Участие земств в развитии начального образования Симбирской губернии во второй половине XIХ – начале XX века ………………………………………. 67
Заключение………………………………………………………………………….. 80
Список источников и литературы……………………………………………......... 84
Приложение…………………………………………………………………........ 88
Список источников и литературы
- Источники
- Архивные материалы
- Государственный архив Ульяновской области (ГАУО)
Ф. 48 – Симбирский губернский статистический комитет.
Ф. 99 – Директор-Инспектор народных училищ Симбирской губернии.
Ф. 176 – Симбирская уездная земская управа.
Ф. 768 – Симбирский губернский училищный совет.
Ф. 932 – Директор училищ Симбирской губернии.
1.2. Делопроизводственные документы
- Анастасиев, А. И. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц: в ч.: Ч.1. /А.И. Анастасиев. М., 1915. 622 с.
- Анастасиев, А. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц /А. Анастастиев. Казань, ч. I, II, 1914. 518 с.
- Ознобишин, Д.П. Доклад о народных училищах и церковно-приходских школах в Симбирской губернии / Д.П. Ознобишин. Симбирск, 1867. 78 с.
- Положение «О начальных народных училищах от 14 июня 1864 г.»/ Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб, 1875. Т.1. С. 304-317.
- Положение о народных училищах 1874 г. / Музей истории Российских реформ имени П.А. Столыпина. [Электронный ресурс]. URL: музейреформ.рф/node/13996.
- Правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» / Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб, 1875. Т.1. – С. 246-251.
Были и миссионерские чувашские школы, руководимые И.Я. Яковлевым, которые частично содержались на средства Министерств Народного Просвещения, частично на средства Братства Трех Святителей, членом которого являлся и сам И.Я. Яковлев. Они располагались преимущественно в районах компактного проживания на территории Симбирской губернии чувашей – в Симбирском, Алатырском и Ардатовском уездах[1] (ныне эта территория в основном вошла в состав Чувашской республики)
Исламская сеть конфессиональных школ была достаточно разветвленной и включала как мужские, так и женские отделения. Женские отделения создавались преимущественно при мектебе, где девочкам давали поверхностные и отрывочные знания. Мектебе существовали только при мечетях, а учителем и руководителем в этих школах был мулла. Финансирование школ осуществлялось прихожанами. Обучение в этих школах проводилось раздельно.
Правительственная финансовая поддержка через директора народных училищ женских отделений при мектебе и медресе осуществлялась только в ряде особо оговоренных случаях:
- при создании женских отделений при мектебе и медресе, где изучался русский язык;
- при создании при мектебе и медресе русских классов, где все обучение девочек, исповедующих ислам, осуществлялось на русском языке. Однако таких учебных заведений было очень мало.
Начальные образовательные учреждения для женщин, независимо от их ведомственной принадлежности, делились на три категории: I, II, III, принадлежность к которым определялась рядом особенностей.
К пятому типу женских начальных школ можно отнести частные школы, а также домашнее обучение, которое предназначалось для дочерей крупных сановников, дворян и купцов[2]. В 1865-1866 гг. при содействии Симбирского губернского земства были созданы первые частные женские школы. На эти цели была выделена сумма в размере 1127 р. 87 к. По решению уездного училищного совета определялось «предоставить лицам, изъявившим желание и известным своею нравственностью, обучать крестьянских мальчиков и девочек у себя на дому и назначить за полное обучение каждого, по составленной училищным советом программе, по 10 рублей с лица», а распоряжение и наблюдение за означенною суммою предоставить уездному училищному совету.
[1] ГАУО. Ф.99. Оп.1. Д. 1153. Л. 27, 31 об.
[2] Титаренко, Ю.И. Система начального женского образования в Симбирской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.: диссертация кандидата педагогических наук / Ю.И. Титаренко. Ульяновск, 2006. С. 173.