Развитие средств выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией в театрализованной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык и развивает все стороны речи, включая фонетику, лексику и грамматику. Формирование речи зависит от окружения, воспитания, обучения и количества речевой практики, под влиянием речи взрослых. Именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи, где ребенок осваивает сложные грамматические структуры и учится говорить предложениями. Одной из важных сторон связной речи является ее выразительность.
Понятие выразительности речи связано с качеством речи, которое отражает высокую степень осознанного использования языка. Н. С. Рождественский говорил, что «выразительность речи – это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя» [78].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.2Основные понятия дизартрии. Характеристика речи детей с дизартрией…………………………………………………………………15
1.3 Особенности развития средств выразительности в речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией……………………………………..20
2 Методы работы по развитию средств выразительности речи 25
2.1 Методики обследования уровня развития средств выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией 25
2.2 Анализ подходов к развитию средств выразительности речи у детей с дизартрией 35
2.3 Специфика развития средств выразительности речи у детей с дизартрией в театрализованной деятельности 42
3Логопедическая работа по развитию средств выразительности речи в театрализованной деятельности 59
3.1 Изучение степени сформированности средств выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией 59
3.2 Логопедическая работа по развитию средств выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией 64
3.3 Анализ результатов логопедической работы69
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение А Дидактические игры по развитию характеристик голоса 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М. М. Развитие речи дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 1999. – С. 159.
Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – Москва : Просвещение, 1991.
Алмазова, Е. С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодёжи / Е. С. Алмазова. – Москва : Просвещение, 1973.
Андронова, Л. З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся / Л. З. Андронова // Дефектология. – 1988. – №6.
Артёмов, В. А. Психология речевой интонации (интонация и просодия) / В. А. Арёмов. – Москва, 1976.
Артёмова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. Э. Артёмова. – Москва : Астрель Хранитель, 2006.
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – С. 320.
Бабина, Г. В Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес // Психолингвистика и современная логопедия под ред. Халиловой, Л. Б. – Москва : Экономика, 1997.
Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина. – Москва : Прометей, 2012. – С. 107.
Белова, М. П. Создание игровой мотивации на логопедических занятиях: игровые упражнения и приемы, способствующие поддержанию интереса к занятию / М. П. Белова // Дошкольная педагогика. — 2021. — №5. — С. 44-48.
Белякова, Л. И. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. И. Белякова, И. З. Романчук, // Проблемы воспитания и обучения детей при аномальном развитии речи. – Москва : Прометей, 1989.
У детей дошкольного возраста с дизартрией преобладает «ситуативная» речь. Они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. При этом наблюдаются трудности планирования монолога и недостаточно развитое умение отражать причинно-следственные отношения между событиями.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития речи. При правильном подходе и проведении специальных занятий с логопедом, можно достичь значительного улучшения речевого развития ребенка. Важно не только говорить с ребенком, но и слушать его, уделять внимание его высказываниям и стараться понять его мысли.
В итоге, несмотря на трудности, дошкольники с дизартрией могут успешно преодолевать препятствия на своем пути к развитию речи. Главное – это правильный подход и усердная работа над улучшением речевого развития [91].