Методические рекомендации по организации урочной деятельности по учебному предмету «Экономика»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является актуальной в связи с тем, что в современном мире повышаются требования к овладению коммуникативными умениями, от уровня коммуникативного развития зависит то, насколько человек будет успешен в школе, университете, на работе, да и просто в семейной жизни (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский и др.). Формирование коммуникативных умений у человека начинается с самого рождения и длится во время обучения в школе и далее протяжении всей жизни. Следует отметить, что низкий уровень сформированности коммуникативных умений детей перерастает в «коммуникативные трудности», которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия для дальнейшей жизни (А.Г. Самохвалова, Е.О. Смирнова и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Проблемы экономической подготовки учащихся……………………….6
1.2. Сущностная характеристика понятия коммуникативные универсальные учебные действия……………………………………………………………...10
1.3. Игровые технологии в современном образовании……………………..19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………...28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
2.1. Диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся30
2.2. Анализ программно-методического обеспечения уроков экономики 40
2.3. Разработка уроков по экономике (раздел «Деньги и банковская система», 11 класс)………………………………………………………………………. 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….60
Приложение А. Анкета на определение развития коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………….65
Приложение Б. Перспективно-тематический план по разделу «Деньги и банковская система» для 11 класса…..………………………………………..66
Приложение В. План-конспект урока по теме «Центральный банк РФ» для 11 класса………………………………………………………………………...71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
К вопросу о преподавании экономических дисциплин [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/k-voprosu-o-prepoda (дата обращения: 20.04.2023).
Организация преподавания экономики в школе [Электронный ресурс] // Studbooks.net URL: https://studbooks.net/pedagogika/organizatsiya_pre (дата обращения: 20.04.2023).
Пегжин И.В. Методика обучения экономике: учеб. пособие / Куб. гос. ун-т. Славянск-на-Кубани, 2018. 97 с.
Борисов Е. Ф. Экономика: учебник для вузов. М.: Инфра, 2017. 432 с
Гомола А. И., В.Е. Кириллов. Экономика: учебник для вузов. М.: Академия, 2017. 336 с.
Овечкина О. М. Основы маркетинга: учебное пособие. М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2014. 192 с.
Гомола А. И. Бизнес-планирование: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 176 с.
Резник С. Д. Введение в экономику. М.: Инфра, 2015. 320 с.
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. М.: Вита-Пресс, 2015. 240 с.
Леонтьев В. Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. М.: Академия, 2015. 576 с.
Разработка модели программы развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс] // Pandia.ru URL: https://pandia.ru/text/78/261/24136.php (Дата обращения: 05.05.2023).
Хуторский А. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2009. 48 с.
Леонтьев А. В. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. М.: Смысл, 2006. 608 с.
Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2008. 39 с.
Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008. 128 с.
Воровщиков С. Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 208 с.
Проанализируем рабочую программу по экономике для 10-11 классов автора С.В. Иванова, а также программу по экономике для 10-11 классов автора Т.Л. Дихтяр.
Рабочая программа С.И. Иванова разработана для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и имеет профильный уровень образования [43].
Содержание программы представлено подробным тематическим планированием уроков с указанием педагогических средств, видов деятельности учащихся, в том числе указаны универсальные учебные действия, формируемые у учащихся, результаты и уровни усвоения предметных компетенций, формы контроля учебных достижений учащихся.
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с перечнем разделов и примерным распределением учебных часов; требования к результатам освоения содержания примерной программы; рекомендуемое тематическое планирование; рекомендации по оснащению учебного процесса. Программа составлена с учетом экономических знаний, полученных учащимися при обучении в начальной и средней школе.
Цели рабочей программы:
1) освоение системы знаний об экономической деятельности человека,
2) организации/фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
3) овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;
4) развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
5) воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
6) формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.
Изучение предметной области «Экономика» выстроено в блочно-модульной структуре, которая обеспечивает возможность вариативного и уровневого освоения содержания рабочей программы, учитывающей потребности обучающихся, компетенции педагогов, состояние материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического развития региона.