Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике
Введение
Актуальность исследования. Современный этап развития российской системы образования определяется ее развитием, которое состоит в гуманизации, демократизации, а также, в смене предметно-ориентированного подхода на личностно-ориентированный, что в свою очередь подразумевает четкой разработки, как содержательного, так и процессуального компонентов образования с упором на развитие личности. Тяга к демократизации социального строя обусловила исключительную речевую активность граждан, выявив при этом неумение обращаться со словом и речевую неразумность, неумение слушать и слышать, вести диалог и приходить к единогласию. В конечном счете это актуализировало понимание роли коммуникативно-речевых умений каждого человека, их весомости в развитии полноценной личности и ее способности к саморазвитию.
Гуманизация и гармонизация межличностного общения, как первостепенного ресурса развития личности ребенка рационального и осознанного подхода к речи предопределяет потребность и важность при
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике 9
1.1 Психолого-педагогические основы процесса формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников 10
1.2 Роль математического образования в формировании коммуникативно- речевых умений младших школьников 34
1.3 Условия и средства формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике 48
Выводы по главе 1 62
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативно- речевых умений младших школьников в процесе обучения математики 64
2.1 Методика формирования коммуникативно-речевых умений в процессе обучения математике 65
2.2 Реализация программы, направленной на формирование коммуникативно-речевых навыков младших школьников в процессе обучения математике и анализ эффективности проделанной работы 78
Выводы по главе 2 88
Заключение 90
Список использованной литературы 94
Список использованной литературы
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования/ Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г.
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 1). – Ст. 7598. 43.
4. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. N 371-фз "о внесении изменений в федеральный закон "об образовании в российской федерации" и статью 1 федерального закона "об обязательных требованиях в российской федерации"
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
7. Альжанова С.И. Требования к речи младших школьников [Электронный ресурс] / С.И. Альжанова / Ведущий образовательный портал России infourok.ru. – 2015. – 25 сентября. – URL: https://infourok.ru/statya- trebovaniya-k-rechi-mladshih-shkolnikov (дата обращения 11.05.2018)
8. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику второго класса четырехлетней начальной школы. - М.: Центр общего развития, 2016. - 144 с.
9. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику первого класса четырехлетней начальной школы.-М.: Центр общего развития, 2016.-136 с.
10. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику третьего класса четырехлетней начальной школы.-М.: Центр общего развития, 2016.-132 с.
11. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику четвертого класса четырехлетней начальной школы. — М.: Центр общего развития, 2016. - 80 с.
12. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., ИтинаЛ.С. Математика. Учебник- тетрадь для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 5-ти час- тях.Ч.1. - Самара: Корпорация «Федоров», 2012. - 64 с.
13. Аргинская Й.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник- тетрадь для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 5-ти час- ТЯХ.Ч.2. - Самара: Корпорация «Федоров», 2012. - 48 с.
14. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник- тетрадь для 1 класса четырехлетней начальной школы. В 5-ти час- тях.Ч.З. - Самара: Корпорация «Федо
Если не уметь слушать математическую речь, то это может привести к проблемам с самостоятельным изъяснением на математическом языке, устно и письменно. Поэтому невозможно развить грамотную математическую речь, не научив школьников речевой самостоятельности.
Таким образом, математика способствует развитию эффективного мышления и помогает освоить универсальные методы познания. Это подчеркивает важность формирования коммуникативно-речевых навыков младших школьников в процессе изучения математики. Эти навыки являются важным фактором успешного усвоения материала этого предмета.
Для того что бы понимать формулы и абстрактные понятия недостаточно дать их определение или указать смысл входящих в них символов, необходимо расширить их словесными разъяснениями.
Формулы не проявляют активности, они требуют устных или письменных инструкций, чтобы быть использованными. Поэтому важно четко объяснить, зачем мы выводим данную формулу, каков ее смысл и как мы дале