Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что согласно анализу психолого-педагогической литературы, развитие речи у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью сопровождается значительными трудностями и характеризуется рядом несовершенств, что в дальнейшем негативно сказывается как на психическом развитии, так и на всем процессе школьного обучения.У значительной части младших школьников с легкой умственной отсталостью наблюдаются различные нарушения речи, которые выражаются в нарушениях звукопроизношения, лексической, грамматической, просодической и синтаксической стороны речи. Несмотря на то, что нарушения речи у детей с легкой умственной отсталостью являются вторичным нарушением, они, в свою очередь, негативным образом сказываются на личностном, познавательном и эмоционально-волевом развитии.Цель работы – изучить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты речевого развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью
1 Речевое развитие в онтогенезе
2 Характеристика детей с легкой умственной отсталостью
3 Специфика речевого развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью
Глава 2 Практическое исследование речевого развития детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1 Методики исследования речевого развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью
2 План и постановка эксперимента
3 Результаты исследования речевого развития детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Заключение
Библиографический список
список
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. Москва: Пер Сэ, 2015. 427 с.Алексеев, И. А. Возможности преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста посредством развития психомоторной сферы / И.А. Алексеев // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 216-234.
Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахунтина Москва: Изд-во Московского университета, 1989. 215 с.Безусова, Т.А. Игра как средство речевого развития детей / Т.А. Безусова // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 7-11.Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. Москва: ЭКСМО, 2000. 1008 с.
Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо. Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 251 с.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2009. 365 с.
Гладкая, В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении /В.В. Гладкая. Минск: Зорны Верасок, 2015. 112 с.Гринина Е. С. Введение в детскую дефектологию / Е. С. Гринина. Саратов, 2016. 97 с.Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция: монография / Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др.; под ред. Л.П. Григорьевой. Москва: Академкнига, 2002. 414 c/Дмитриева, Е. Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е.Е. Дмитриева. Нижний Новгород: НГПУ, 2013. 129 с.Елисеева, Д.С. Формирование графомоторных навыков у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии / Д.С. Елисеева // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. Материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции. Тверь, 2021. С. 256-262.
Речь является основным средством развития познавательных процессов и главным средством общения, поэтому вопросам развития речи уделяется значительное внимание в различных теоретических и практических исследованиях. Именно для эффективного развития ребенка необходима речь, которая выполняет различные функции. Согласно мнению М. В. Гамезо, «с точки зрения психологии речевой процесс основывается на психологических компонентах: мышлении, восприятии, внимании, памяти и обладает структурой (внешней и внутренней), предметным содержанием, психологическими механизмами, общим содержанием и единой формой реализации речевой деятельности» [6, с. 59].В исследованиях А. А. Леонтьева понятие «речевая деятельность» выглядит «как психологическое содержание (предмета, средств, способов, продукта и результата) и мотивация. Речевая деятельность условно делится на фазы и имеет структуру, то есть операционально-мотивационный план деятельности» [21, с. 17].В психологических, лингвистических и педагогических исследованиях много внимание уделено становлению речи на различных этапах онтогенеза. Формирование функций речи и обслуживающих форм было положено в основу речевой периодизации, разработанной Д. Б. Элькониным [43] и А. К. Марковой [25; 26]. Именно уровень развития речи и речевой возраст являются основой выделения периодов в развитии детей, так как речевые новообразования определяют основу периода развития.