Методические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся 3-4 классов

Скачать дипломную работу на тему: "Методические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся 3-4 классов". В которой выявлен потенциал уроков русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в процессе обучения морфологии в контексте реализации ФГОС НОО. Проведена диагностика уровня функциональной языковой грамотности обучающихся начальной школы.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.04.2025
Объем файла
580 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В настоящее время происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство.
  Утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.   Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире.
Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности школьников.
Важным аспектом для современного образования является учет изменений, происходящих в обществе в целом

Содержание

Введение …………………………………………………………………….... 4

Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной языковой грамотности младших школьников……………… 7

1.1. Содержание понятий функциональная грамотность и функционально грамотная личность………………………...… 7

1.2. Сущность понятий языковая личность и функционально грамотная языковая личность……………….. 12

1.3.   Возможности урока русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в процессе изучения морфемики 19

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка ………………………..............……...............................25

2.1. Аспектный анализ  программ  и  учебников  по  русскому языку 25

2.2. Диагностика  уровня сформированности функциональнойязыковой грамотности младших школьников 31

2.3. Проектирование работы по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфемики 38

Заключение 49

Список использованных источников 51

Список использованных источников

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и поня-тий(теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.– М.: Издательство ИКАР,2009.– 448с.

2. Апресян, Ю. Д. Дистрибутивный анализ значений и структурные семантические поля /Ю.Д.Апресян.– М.: Академия,1995.–322 с.

3. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. – М.:Знание,1985.

4. Бакулина Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы – новые возможности/Г.А.Бакулина// Начальная школа.–2012.– №4–С.29-32.

5. Басова Е. А. Формирование обучающихся функциональной гра-мотности в сфере коммуникации/ Е.А. Басова. – Санкт-Петербург, 2012. –225с.

6. Богин,  Г.И.  Концепция  языковой  личности:  автореф.    /Г.И.Богин.-М.,1982.– 48с.

7. Богин, Г.И. Языковая личность школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки / Г.И.Богин.–Тверь: Просвещение,2008.-164с.

8. Булыгина, Т.В. Крылов, С.А.Лингвистический энциклопедиче-ский словарь / Т.В. Булыгина, С.А. Крылов. –М.: Советскаяэнциклопе-дия,1990.– 245с.

9. Бунеева Е.В. Образовательная система нового поколения: кон-цептуальные основы разработки УМК по русскому языку / Е.В.Бунеева. – М.: Баласс, 2008. – 144с.

10. Введенская, Л.А. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т./ Л.А.Введенская. – М.,2003.–368с.

11. Виноградов В.А., Крылов С.А., Поливанова А.К. Лингвистический энциклопедический словарь / В.А. Виноградов, С.А.Крылов, А.К.Поливанова. – М.: БРЭ,2002.– 345с.

12. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. –М.: Госиздат,2009. – 190с.

13. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании //Филологические науки.-2001. -№1. -С.64-72.

14. Всемирная энциклопедия. Философия / сост. А.А. Грицанов. М.; Минск,2001.–487с.

15. Гвоздева, А.Н.. Современный русский литературный язык: В 2 ч. /А.Н.Гвоздева.– М.,1958.–Ч.1.– 110 с.

16. Головин,Б.Н.Введениевязыкознание.Изд.3-е, испр. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-товипед. ин-тов /Б.Н.Головин.–М: «КомКнига»,2007.–218 с.

17. Громова, О.П. Развитие информационной грамотности обу-чающихся в школьной и детской библиотеке // Библиотека в школе–Первое сентября. – 2006.–№ 17. – С.42.

18. Губанова М.И. Функциональная грамотность 

Это связано с тем, что учащиеся младшего возраста первыми узнают слова при чтении и восстанавливают слова по их значимым частям при письме.Как отмечает Т.Г. Рамзаева, «по одной лишь морфологической структуре трудно (иногда невозможно) определить лексическое значение слова, поскольку слияние морфем - это взаимодействие, а не механическое соединение, к тому же многие приставки, корни и суффиксы полисемичны. Однако лексическое значение многих мотивированных слов определяется их морфологической структурой (например, последователь, разведчик, сотрудник, прибрежный, лунный и т.д.). Особая роль отводится корню слова как семантическому ядру, образующему семантическое единство однокоренных слов» [49].Знание того, как образуются слова в русском языке, способствует формированию мотивации, необходимой для успешного овладения языковой деятельностью, потребности младших школьников в развитии своей языковой культуры и стремления наиболее правильно выражать мысли в устной и письменной форме.По