Методические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся 3-4 классов
Введение
В настоящее время происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство.
Утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире.
Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности школьников.
Важным аспектом для современного образования является учет изменений, происходящих в обществе в целом
Содержание
Введение …………………………………………………………………….... 4
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной языковой грамотности младших школьников……………… 7
1.1. Содержание понятий функциональная грамотность и функционально грамотная личность………………………...… 7
1.2. Сущность понятий языковая личность и функционально грамотная языковая личность……………….. 12
1.3. Возможности урока русского языка в формировании функциональной языковой грамотности в процессе изучения морфемики 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка ………………………..............……...............................25
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по русскому языку 25
2.2. Диагностика уровня сформированности функциональнойязыковой грамотности младших школьников 31
2.3. Проектирование работы по формированию функциональной языковой грамотности младших школьников на уроках русского языка в процессе изучения морфемики 38
Заключение 49
Список использованных источников 51
Список использованных источников
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и поня-тий(теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.– М.: Издательство ИКАР,2009.– 448с.
2. Апресян, Ю. Д. Дистрибутивный анализ значений и структурные семантические поля /Ю.Д.Апресян.– М.: Академия,1995.–322 с.
3. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. – М.:Знание,1985.
4. Бакулина Г.А. Морфемный разбор слова: новые подходы – новые возможности/Г.А.Бакулина// Начальная школа.–2012.– №4–С.29-32.
5. Басова Е. А. Формирование обучающихся функциональной гра-мотности в сфере коммуникации/ Е.А. Басова. – Санкт-Петербург, 2012. –225с.
6. Богин, Г.И. Концепция языковой личности: автореф. /Г.И.Богин.-М.,1982.– 48с.
7. Богин, Г.И. Языковая личность школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки / Г.И.Богин.–Тверь: Просвещение,2008.-164с.
8. Булыгина, Т.В. Крылов, С.А.Лингвистический энциклопедиче-ский словарь / Т.В. Булыгина, С.А. Крылов. –М.: Советскаяэнциклопе-дия,1990.– 245с.
9. Бунеева Е.В. Образовательная система нового поколения: кон-цептуальные основы разработки УМК по русскому языку / Е.В.Бунеева. – М.: Баласс, 2008. – 144с.
10. Введенская, Л.А. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т./ Л.А.Введенская. – М.,2003.–368с.
11. Виноградов В.А., Крылов С.А., Поливанова А.К. Лингвистический энциклопедический словарь / В.А. Виноградов, С.А.Крылов, А.К.Поливанова. – М.: БРЭ,2002.– 345с.
12. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. –М.: Госиздат,2009. – 190с.
13. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании //Филологические науки.-2001. -№1. -С.64-72.
14. Всемирная энциклопедия. Философия / сост. А.А. Грицанов. М.; Минск,2001.–487с.
15. Гвоздева, А.Н.. Современный русский литературный язык: В 2 ч. /А.Н.Гвоздева.– М.,1958.–Ч.1.– 110 с.
16. Головин,Б.Н.Введениевязыкознание.Изд.3-е, испр. Учеб. пособие для филол. специальностей ун-товипед. ин-тов /Б.Н.Головин.–М: «КомКнига»,2007.–218 с.
17. Громова, О.П. Развитие информационной грамотности обу-чающихся в школьной и детской библиотеке // Библиотека в школе–Первое сентября. – 2006.–№ 17. – С.42.
18. Губанова М.И. Функциональная грамотность
Это связано с тем, что учащиеся младшего возраста первыми узнают слова при чтении и восстанавливают слова по их значимым частям при письме.Как отмечает Т.Г. Рамзаева, «по одной лишь морфологической структуре трудно (иногда невозможно) определить лексическое значение слова, поскольку слияние морфем - это взаимодействие, а не механическое соединение, к тому же многие приставки, корни и суффиксы полисемичны. Однако лексическое значение многих мотивированных слов определяется их морфологической структурой (например, последователь, разведчик, сотрудник, прибрежный, лунный и т.д.). Особая роль отводится корню слова как семантическому ядру, образующему семантическое единство однокоренных слов» [49].Знание того, как образуются слова в русском языке, способствует формированию мотивации, необходимой для успешного овладения языковой деятельностью, потребности младших школьников в развитии своей языковой культуры и стремления наиболее правильно выражать мысли в устной и письменной форме.По