Особенности развития творческого воображения младших школьников с нарушением зрения
Введение
В соответствии с Национальной доктриной образования в РФ основной целью воспитания учащихся является формирование творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности [9]. Поэтому современная образовательная парадигма ориентирована на развитие и реализацию творческого потенциала учащихся, формирование творчески активной личности. Современные социально-экономические условия, сложившаяся образовательная ситуация диктуют новые требования к развитию творческой личности, характеризующейся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач. Проблема развития творческого воображения отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности» [33]. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одного из наиболее перспект
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников с нарушением зрения…………………...……………………………..8
1.1. Понятие «воображение» и «творческого воображение» в психолого-педагогической литературе ………………………………………………….8
1.2. Особенности развития творческого воображения младших школьников с нарушением зрения…………………………………………….……………17
1.3. Способы развития творческого воображения младших школьников с нарушением зрения…………………………...…….……………….………27
Выводы по 1 главе …...…………...………...……...……....………………………31
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей творческого воображения младших школьников с нарушением зрения……………………...….…………..33
2.1 . Методика обследования творческого воображения младших школьников с нарушением зрения …………………………..………………..………….33
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение……..……36
2.3. Методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников с нарушением зрения…………………………...….42
Выводы по 2 главе………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………………….46
Список используемых источников…………….………………………………….48
Приложение ...………………………………………………………………...…….53
Список используемых источников
Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л. Н. Азарова // Журнал начальная школа. 2017. No 4. С.80-81.
Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский, М.Ю. Бабанский. Москва: Педагогика, 1989. 560 с.
Балаклеец, В. В. Особенности творческого воображения младших школьников / В. В. Балаклеец // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 1(28). С. 395-399.
Батоев, Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся [Электронный ресурс] / Г.Б. Батоев. URL: https://studexpo.ru/127701/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_osnovy_razvitiya_voobrazheniya_mladshih_shkolnikov
Басырова, Д. Р. Творческое бытие как лабиринт для творческого воображения / Д. Р. Басырова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 12. С. 220-225.
Берцфаи Л.Ф. Исследование особенностей рефлексивного контроля / Л.Ф. Берцфаи, В.Г. Романенко // Новые исследования в психологии: сб. статей. 1981. № 2. С. 112–115.
Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская. М. : Логос, 2017. 416 с
Богуславская, И. Я. Народное искусство. Исследования и материалы/ И.Я. Богуславская. Германия. Palace Edition, 1995. 205 с.
Ванник, М. Э. Индивидуальный подход в развитии творческого воображения / М. Э. Ванник // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 11. № 12. С. 169-172.
Винокурова, Н. М. Лучшие тесты на развитие творческих способностей [Текст] / Н. М. Винокурова. М. : АСТ-ПРЕСС, 2000. 374 с.
Войтюк, Е. С. Сущность понятия "творчество" и "творческое воображение" / Е. С. Войтюк, Л. Х. Аблямитова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2019. № 2(18). С. 19-20.
Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
Выготский Л.C. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педаг
В рамках тифлопедагогической практики принято выделять такие группы детей с нарушением зрения, как тотально слепые, со светоощущением, а также слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. Группу тотально слепых составляют дети с полностью отсутствующим зрительным ощущением. Группу детей со светоощущением характерным является восприятие света, отличие света от тьмы. Дети с правильной проекцией оказываются способными корректно определять направление света. Для детей с форменным остаточным зрением характерным является острота зрения в пределах от 0,01 до 0,04 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. Для этих детей зрительное восприятие является преимущественно вспомогательным способом ориентировки [43].
Зрение является одним из важнейших генеральных а