Народный костюм как средство эстетического воспитания школьников

Скачать дипломную работу на тему: Народный костюм как средство эстетического воспитания школьников. В которой определены психолого-педагогические и методические подходы к развитию творческой активности учащихся.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.04.2025
Объем файла
143 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
В настоящее время культура стала определять события жизни людей, их безопасность и благополучие, поэтому целью образования становится воспитание человека, его культуры личности, вобравшей лучший опыт предыдущих поколений в разных областях жизни и деятельности, обладающей необходимыми в данный период качествами.Поиск разрешения возникающих противоречий неизбежно приводит к формулировке проблемы: каковы педагогические условия формирования эстетического воспитания? Решение этой проблемы является основной целью исследования для данной дипломной работы.Актуальность изучения народного костюма в рамках школьной программы продиктована жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает разные стороны жизни современного человека.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование развития русского традиционного костюма
1.1. Эстетическая природа народного костюма, его основные функции
1.2. Характерные особенности костюма: конструктивные особенности, орнамент и колорит
1.3. Головной убор в традиционном костюме
1.4. Значение изучения русского народного костюма для обучения, эстетического воспитания и творческого развития учеников
1.5. Этапы выполнения практической части дипломного проекта
Глава 2. Формирование творческого потенциала учащихся начальных классов во взаимодействии с наглядным пособием по конструированию народного костюма
2.1. Метод наглядного обучения на уроках ИЗО и его реализация с помощью наглядного пособия
2.2. Особенности разработки наглядного пособия и его эффективность в преподавании
2.3. Анализ программ по изучению русского народного костюма на уроках изобразительного искусства
2.4. Ход и результаты опытно-поисковой работы
2.5. Конспекты уроков
Заключение
Литература
Приложение

Список использованной литературы
Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 239-241; Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. С
Богатырев П.П. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 358.
Основы тесрии проектирования костюма: Учебник для вузов. Под ред. Т.В. Козловой. М., 1998. С. 6-14.
Андреева И. А. Массовая мода и «технологическая эстетика» // Техническая эстетика. 1985. № 7. С. 10-15.
Андреева И. Мода сегодня и завтра// Художник, вещь, мода. М., Советский художник, 1988. С. 7-23.
Андреева Р. П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997. 416 с.
И. Анисимов А. Ф. Космологические представления народов Севера. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 106 с.
Арутюнов С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. С. 24-60.
Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник МАЭ. Т. XXXVII. Л., 1981. С. 215-226.
Билибин И. Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII вв.// Старые годы. 1909. № 7-9. С. 444.
Богомолов В. Б. История костюма и современное художественное моделирование// Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР: Тез. докладов. Кн. 2. Омск, 1990. С. 20-21.
Богословская И. В. Пррблемы изучения типологии костюма в советской этнографии // Проблемы этнографии и музеефикации. Л., 1987. С. 24-25.
Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. Пособие для студ. учрежд. сред. проф. Образования- М.: Издательский центр«Академия», 2004. -224с.
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры/ Г.В.Лунина. – М., 2004. – 128с.
Немов Р.С. Психология: Учебник. - Москва: "Просвещение", 1995.
16. Стасов В.В. Русский орнамент. Шитье, ткани, кружева. Вып. 1., С. – П.,972. – 165 с.

Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств.Бытование этого вида народного декоративно-прикладного искусства определяла традиция — историческая преемственность идейно-эстетических и художественных достижений предшествующих поколений.Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через нее и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей», имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.В отличие от изобразительных искусств, в художественном языке которых присутствуют жизнеподобные формы, русский народный костюм как выразительное искусство передает непосредственно образное восприятие людьми жизни с помощью эстетически совершенной формы. Они не похожи прямо на объект отображения, но передают понятия, связанные с жизнью. Вместе с тем это не исключает элементов изобразительности, например, в орнаменте русского народного костюма мотивы человеческой фигуры, птиц, животных и растений, а также рогатые формы женских головных уборов.