Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования главная цель развития речи детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Важнейшим средством речевого развития детей является общение с взрослыми и детьми в разных видах деятельности. И здесь на первый план выходит игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольников.Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» речевого материала. Особенно велико значение дидактических игр, которые позволяют приобщать детей к языковой действительности в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей среднего дошкольного возраста
2. Методы и средства развития речи детей среднего дошкольного возраста
3. Методика организации и проведения дидактических игр, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1. Диагностика уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе
2. Разработка и апробация комплекса дидактических игр, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста
3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы на начальном и завершающем этапе исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.garantru/products/ipo/prime/doc/70412244/
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений // М. М. Алексеева, Б. И. Яшина - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы // Е.А. Аркин. - М: Просвещение 1998, 435 с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К.Бондаренко. - М: Просвещение 2011. - 160с.
Брынзарей, Ю. Е. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Е. Брынзарей, С. Н. Е аленко. - Мозырь: Белый Ветер, 2014 - 111 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич. - М., Просвещение, 2013. - 255 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - М: «Книга по Требованию», 2012. - 136 с.
Елухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: 6-е изд., испр. и доп. / В.П. Елухов. - М: АРКТИ, 2011. - 185 с.
Елухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Елухов. - Изд. 2-е, переаб. и доп. - М: В. Секачев, 2014. - 215с.
Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и туманит. вузов и практикующих логопедов. / В. П. Глухов. - Изд. 2-е, переаб. и доп. - М: В. Секачев, 2014. - 218с.
Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дотик. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М: Просвещение, 2012. - 224с.(13)
Важность изучения процесса развития речи у детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где заложен один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в качестве приоритетной задачи речевого развития дошкольников. Образовательная область «Речевое развитие» включает в свое содержание владение речью как средством общения и факта культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, ее звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, речевого творчества [1].Как отмечает М. М. Алексеева язык, являясь главным средством общения людей и познания действительности, служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения [2].