Дидактическая игра как средство формирования знаний о птицах родного края у первоклассников

Скачать дипломную работу на тему: Дидактическая игра как средство формирования знаний о птицах родного края у первоклассников. В которой определены конспекты уроков и внеурочных занятий по окружающему миру по теме «Птицы родного края» с применением дидактических игр. Изучены формы обучения естествознанию в начальной школе.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.04.2025
Объем файла
306 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным видом деятельности. Одним из основных путей проникновения ребенка в окружающий мир является игра. «Игра, - писал В.А. Сухомлинский, - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [43, 22].Фундаментальные исследования в области психологии и педагогики, практический опыт в обучении и воспитании доказали, что одним из эффективных средств организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности младших школьников, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский [45] советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащегося для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПТИЦ РОДНОГО КРАЯ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
1.Дидактические игры: определение, классификация, значение
2.Формы организации обучения естествознанию в начальной школе
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПТИЦ РОДНОГО КРАЯ
1.Анализ учебно-методического комплекса «Школа России» 1 класса по предмету «Окружающий мир» по вопросу наличия материала о птицах
2.Экспериментальная работа по проведению дидактических игр при изучении птиц родного края в 1 классе
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абдульменова, З. З. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности //Начальная школа. – 2003. – № 11. – С. 29-31.
Айрумян, Г.С. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте /Г.С. Айрумян, Л.В. Нагорнова //Актуальные задачи педагогики (IV): материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: Молодой ученый, 2013. – С. 60-62.
Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля /Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Туманит: Владос, 2001. – 240 с.
Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие /В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 500 с.
Барков, А. С. Голоса весеннего леса: с двумя пластинками /Александр Барков. – М.: Малыш, 1982. – 24 с.
Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учеб.-методич. пособие /В. М. Букатов. – 2-изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2003. – 152 с.
Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии /Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1972. – 368 с.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С. Выготский //Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 74-75.
Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2008. - 253с.
Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко //Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44–46.
Занимательный материал для уроков природоведения: пособие для учителей /[Сост. Т.А. Кириллова]. – Юрьев-Польский, 1993. – 162 с.
Зима, А. Б. Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников. – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/5599-2014-06-24-13-54-51.html (дата обращения: 29.09.2022). – Режим доступа: Образовательный портал: электронный журнал Экстернат.РФ. – Текст: электронный.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, дает возможность повторить материал разнообразными способами.Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «дидактическая игра»: специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра [33, 17]. Кроме того, словарь указывает, что ее использование началось в отечественной образовательной практике в 1940-50-е гг., когда она рассматривалась лишь как форма работы в дошкольных учреждениях. Но уже в 60-70-х гг. дидактические игры стали применяться и при обучении младших школьников [33].Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Методологической основой являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским, А.С. Выготским, и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах С.Т. Шацкого, В.Г. Коваленко.Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной педагогике является К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это своеобразный род деятельности человека, легкий и в то же время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить [41, 15-16].