Развитие у дошкольников с кохлеарным имплантом слухового восприятия речи в процессе индивидуальных логопедических занятий

Скачать дипломную работу на тему: Развитие у дошкольников с кохлеарным имплантом слухового восприятия речи в процессе индивидуальных логопедических занятий. В которой определены особенности развития слухового восприятия речи при патологии слуха. Изучены особенности речевого развития детей при нарушениях слуха (Р.М. Боскис, А.Г. Кисина, Т.В. Розанова, Ф.Ф. Рау и др.).
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.04.2025
Объем файла
249 Кб
Количество страниц
88
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Слухоречевая реабилитация детей с нарушенным слухом на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики.Одним из методов восстановления слуха у лиц с тяжёлой тугоухостью и глухотой является кохлеарная имплантация. С 2003 года программа кохлеарной имплантации поддерживается в России на государственном уровне: в федеральную программу «Дети-инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся детей кохлеарными имплантами.Выступая первичным нарушением, патология слуха у ребенка ведет к недоразвитию речи –функции, связанной со слухом наиболее тесно.Реабилитация ребёнка после кохлеарной имплантации невозможна без полноценной работы по развитию речевого слуха, которая ведётся на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношения (РСВ и ОП).При развитии слуха ребёнка учат последовательно выполнять разные по сложности задания от простых, до самых сложных.

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы развития у дошкольников с кохлеарным имплантом слухового восприятия речи в процессе индивидуальных логопедических занятий 6
1.1.Восприятие как психический процесс и закономерности развития слухового восприятия в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития слухового восприятия речи при патологии слуха. Кохлеарная имплантация как комплексный метод реабилитации 14
1.3. Методические аспекты работы по развитию у дошкольников с кохлеарным имплантом слухового восприятия речи в процессе индивидуальных занятий 19
Выводы по1 главе 26
Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования 27
2.1. Общая организация исследования 27
2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у кохлеарно имплантированных дошкольников слухового восприятия речи 32
2.3. Программно-методические аспекты логопедической работы в направлении развития у кохлеарно имплантированных дошкольников слухового восприятия речи на индивидуальных занятиях 36
Выводы по2 главе 43
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 49
Приложение 54

Список использованных источников и литературы
Ананьев, Б.Г. Восприятие как феномен индивидуального развития человека [Текст] / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева – М.: Просвещение, 2008. – 333с.
Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: монография / Е. Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова М.: АСТ: Астрель, 2007.
Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух [Текст] / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
Багрова, И. Г. Сурдопедагогика [Текст] / И.Г. Багрова: учебник для студ. высш. пед. учеб заведений / сост. И. Г. Багрова; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л. И. Белякова. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 256 с.
Боровлева, Р. А. Материалы к методике работы по обучению восприятию устной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе [Текст] / Р.А. Боровлева // Дефектология. – 1999. – № 2. – С. 71 – 80.
Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2014. – 303 с.
Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / К. А. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 224 с.
Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2016. –213 с.
Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – Детство Пресс, 2007. – 427 с.
Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 304 с.

По мнению Г.А. Таварткиладзе, на развитие слухового восприятия оказывает положительное влияние сохранность всех анализаторов и степень сохранности слухового анализатора.Слуховое восприятие – это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу [43].Процесс слухового восприятия включает выработку поведенческих реакций на простые и сложные акустические стимулы: чистые тона, музыку, речь и шум. Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.Развитие навыка слухового восприятия устной речи представляет процесс, который неразрывно связан с усвоением языка, произносительных умений, развитием познавательной деятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта. Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта, а не пассивные реакции организма на звук.По данным исследований Л.Т. Журба, Е.М. Мастюковой, уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других звуков и незнакомых голосов.