Организационно-педагогические условия развивающего обучения младших школьников в дополнительном образовании
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития общества характеризуется ориентацией на кардинальное изменение приоритетов в образовании. На первый план выдвигается развивающая функция обучения и становление личности младшего школьника. Обществу требуется творческая, активная личность, способная проявить себя в условиях технического прогресса. Что определяет актуальность исследования.
Проблема обучения и развития личности широко освещена в современной психолого-педагогической литературе отечественными и зарубежными учеными. Признание главной роли обучения в развитии личности содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др. Однако, данный вопрос требует дальнейшего изучения вследстви
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы развивающего образования младших школьников 11
1.1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развивающего обучения младших школьников 11
1.2. Возрастные особенности младших школьников с учетом нормативных источников 29
1.3. Организационно педагогические условия обучения младшего школьника в дополнительном образовании 38
Выводы по Главе I 46
ГЛАВА II. Апробация организационно-педагогических условий, развивающего обучения младших школьников дополнительного образования 48
2.1. Практика проектирования образовательной среды развивающего обучения младших школьников в дополнительном образовании в ГБОУДО Дворец творчества детей и молодежи имени А. П. Гайдара 48
2.2. Алгоритм апробации организационно - педагогических условий развивающего обучения младших школьников. 53
2.3. Анализ результатов апробации 65
Выводы по Главе II 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432492
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» URL: https://docs.cntd.ru/document/420331948
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития / В.В.Абраухова: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1997.
8. Автушенко Н. В., Казин Э. М., Красношлыкова О. Г., Кириченко В. В. Процесс активизации личностного потенциала младших школьников на основе здоровьсберегающей деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. №3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-aktivizatsiilichnostnogo-potentsiala-mladshih-shkolnikov-na-osnove-zdoroviesberegayuschey-deyatelnosti
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя / Ю.Б. Алиев. М.: Центр Владос, 2002.- 336с.
10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании/ Б.В. Асафьев. – М., 1965.- 175с.
11.Асмолов А.Г. Дополнительное обр
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года определены основные направленияи определены приоритетные цели, задачи, направления и механизмы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.[1]
В документе основной целью развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Предусмотрено включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности предлагается создать условия для вовлечения