Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
Введение
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста.
Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Актуальность темы обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования. Согласно Федер
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Пояснительная записка 6
1.1 Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр 6
1.2 Описание проектируемого продукта - сборника пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 16
2. Практическая часть 21
2.1 Организационно – методическое обеспечение и реализация проекта развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр 21
2.2 Методические рекомендации по использованию продукта – сборника пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 30
Заключение 39
Словарь 42
Список литературы 44
Список литературы
1. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации [Текст] / авт.-сост. Т. В. Волосовец; ФГОС ДО Программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк". – Москва: Русское слово, 2014. – 453 с.
2. Белик, Е. Г. Рекомендации для родителей. Мелкая моторика в развитии ребенка [Текст] / Е. Г. Белик, С. П. Ефимова, М. Г. Князева. ‒ Е. Г. Белик–Котовск, 2016. – 11 с
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук, Игры и упражнения. М. 2018.
4. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошкольное воспитание. – 2016. - №8. – с.76-80.
5. Губанова М.В. Еще раз о мелкой моторике: рекомендации педагогам и родителям // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. - №3. – с.110-113.
6. Ермакова И. Развиваем мелкую моторику у малышей. М. 2019-89 с.
7. Ежкова Н. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 6. – С. 86-89.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
9. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2016. – 196 c.
10. Кусмарцева Т.А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 30. – С. 33-35.
11. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
12. Любина Г. Рука развивает мозг/Г.Любина, О.Желонкин // Ребенок в детском саду. – 2016. - №5. – с.31-34.
13. От рождения до школы: инновационная
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, зная об этом факте, образно отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». [15, с. 64] Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления, Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука». [18] По мнению Л.В. Антаковой-Фоминой, «систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». [19] Возможность познания окружающих предметов у детей раннего возраста в большей степени связана с развитием действий рук, т.е. мелкой моторикой. Мелкая моторика рук формируется в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового, речевого и двигательного анализаторов.
Развитие мелкой моторики - процесс накапливания