Влияние моральных и нравственных качеств подростков на отношения со сверстниками в ученическом коллективе
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе одним из основных направлений деятельности каждой образовательной организации становится создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития учащихся. Вместе с тем, в подростковом возрасте имеют место различные такие особенности как дисгармония в строении тела, негативные проявления характера и поведения, что нарушает это эмоциональное благополучие и сказывается на взаимоотношениях подростков как со взрослыми, так и в среде сверстников.
Подростковый возраст заслуживает особого внимания именно потому, что в этот возрастной период происходят заметные изменения личности. У подростков формируется Я-концепция, они переосмысливают систему личных отношений.
Однако в настоящее время появилась необходимость в теоретическом переосмыслении и эмпирическом исследовании специфики взаимодействия подростков со сверстниками в ученическом коллективе через уровень развития моральных и нравственных ка
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ………….…5
1.1 Психологические особенности детей подросткового возраста……………………………….……5
1.2 Общая характеристика моральных и нравственных качеств подростка…………………………13
1.3 Отношения со сверстниками в подростковом возрасте: особенности, детерминанты, динамика………………………………………………………………………………………………….17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ…………..23
2.1 Организация и методы исследования………………………………………………………………23
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов……………………………………………..…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………...….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….………………………………………………………………..…46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………….…..50
Список литературы
1. Алемаскин М.А. Учет психологических особенностей личности в процессе воспитательной и профилактической работы. М., 2020. 205 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 20144. 296 с.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2016. 496 с.
4. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Знание, 2014. 221 с.
5. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 2020. 64 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение. 2018. 479 с.
7. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2015. №2. С. 67-68.
8. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. М., 2019. 149 с.
9. Бандура А., УолтереР. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М.: Эксмопресс, 2020. 508 с.
10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2016. 422 с.
11. Библер B.C. Нравственная культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 2020. 64 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 646 с.
13. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: Знание, 2020. 269 с.
14. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 2019. 213 с.
15. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 2020. 181 с.
16. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчук, Н.Ф. Прокина и др.; Под. ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2014. 549 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2021. 378 с.
18. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Просвещение, 2016. 148 с.
19. Григорович Л. А. Педагогика и психология. М.: Педагогика, 2014. 512 с.
20. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Просвещение, 2013. 452 с.
21. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания // Нравственное воспитание школьников. 2021. №12. С. 56-62.
22. Драгунова Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1999. – № 1. – С. 305-317.
23. Дробницкий О.Г Проблемы
Общение молодых людей подросткового периода характеризуется двумя чертами, противоположными по содержанию: с одной стороны, границы общения значительно расширяются (по сравнению с детским возрастом). Это проявляется в увеличении времени, которое расходуется на контакты; существенном увеличении социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников появляются знакомые из других школ, студенты, спортсмены, работающие, военнослужащие); расширении географии общения (появляются друзья из соседних дворов, с других улиц и т. д.); особом феномене, получившем название ?ожидание общения?, и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. С другой стороны, повышается уровень индивидуализации отношений. Появляется высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению вдвоем.
На наш взгляд, в поиске общения подростки находят воплощение желания пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избира