Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с положениями Федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего образования в процессе педагогической деятельности учителя должны развивать у детей множество знаний, навыков и умений , универсальных учебных действий (УУД). Важную роль в развитии личности каждого ребенка играют коммуникативные умения, которые, в свою очередь относятся к метапредметным коммуникативным универсальным учебным действиям.
Актуальность темы исследования Развитие коммуникативных умений младших школьников - актуальна, так как развитие данных умения не только воздействует на эффективность обучения детей, но и на их процесс последующей социализации и развития индивида в целом. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах Брудного, Л.С. А.А. Бодалева, А.А. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. Проблеме формирования коммуникативных
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………....….................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….…………………..6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе………………………………………………............................................6
1.2. Понятие внеурочной деятельности в современной педагогике …….……………10
1.3. Вопросы формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………..........................17
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ….....31
2.1.Возможности современных учебно-методических комплексов по русскому языку для формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе внеурочной деятельности……………………………………………….31
2.2. Описание констатирующего эксперимента……...……………...................33
2.3. Программа, содержание и результаты опытного обучения…....…………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………....………..................51
ПРИЛОЖЕНИЕ ...…......……………………………………...…..………….......55
Список литературы:
1. Панфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995.
2. Александр, Венгер Психологическое обследование младших школьников / Венгер Александр/. - М.: Владос,2019
3.Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2011.
4. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь / Sociological Encyclopedic Russian - English Dictionary / С.А. Кравченко. - М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004.
5. Блинов, Андрей Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие / Андрей Блинов. - М.: Научная библиотека, 2020.
6. Дридзе T. M. Организация и Методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации.Методич.пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоциопсихологию»/ Т.М. Дридзе. - М.: 1979
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021
8. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. // Вопросы психологии. 2010. - N°2.
9. Зайцева, К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности / Начальная школа + до и после. 2011. - No4.
10. Белоусова, Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. [Текст]/Т.Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.– М.: Просвещение, 2011.
11. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера ,2021
12. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]/И.З. Гликман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
13. Издательство Просвещение. Началь
Д.В. Григорьев и П.В. Степанов выделяли девять видов внеурочной деятельности, но остановим внимание лишь на тех, которые наиболее доступны для организации в школе.
Первый вид – это познавательная деятельность. Она представляет собой получение и освоение новых знаний. То есть может быть реализована в форме деловой или познавательной игры, где ученикам необходимо решить совместно поставленную задачу в дискуссии, в рамках данного занятия у учеников будут формироваться коммуникативные универсальные учебные действия [26]. Например, деловая игра «что? где? когда?». Эта игра предполагает интеллектуальную викторину с групповым ответом на вопросы. В рамках этой игры участники должны высказывать свое мнение, излагать свои мысли и учитывать мнение своих напарников. Все это позволяет формировать такие коммуникативные действия как умение
Такие авторы как А.В. Гуревич и Е.В. Хижнякова, говорили о том, что до