Групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Введение
Актуальность. Развитие коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время, так как уровень сформированности этих умений оказывает большое влияние не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и формирования личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Общеобразовательная школа обязана формировать единую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) дает возможность формировать коммуникативные универсальные учебные действия с целью адаптации ребенка в обществе.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий 5
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 5
1.2. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 13
1.3. Система методических средств, обеспечивающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка 16
1.4. Особенности организации и методы обучения групповой деятельности учащихся на уроке…………………………………………21
Глава 2. Практико-ориентированная деятельность по применению групповой работы на уроках русского языка как средства формирования коммуникативных УУД младших школьников………………………………..31
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………31
2.2. Практическая значимость уроков русского языка с использованием групповой работы в начальной школе……………………………………37
Заключение…………………………………………………………………………………42
Список используемой литературы………………………………………44
Приложение…………………………………………………………………………………..46
Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 31 с.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных действий: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская – М.: просвещение, 2010. – 159 c.
Аксютичева, А.Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе /А.Е. Аксютичева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. ‒ 2016. ‒ 128 с.
Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев. – СПб, 2017. – 134 с.
Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. М.: Просвещение, 2015. –143 с.
Василенко, Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ / Т.В. Василенко. – М.: Грамотей, 2017. – 32 с.
Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева– М.: Просвещение, 2015. – 120 с.
Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога / С.П. Иванова – Псков: ПГПИ, 2016. – 564 с.
Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся / В.В. Котов – М: Просвещение, 2017. – 150 с.
Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – М. : Ярославль: Академия развития, 2018. – 234 с
Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев –2–е изд., испр. и доп.– М.: Смысл, 2015. – 365 с.
Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке /Х.Й. Лийметс – М.: Просвещение, 2015. – 190 с.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий дает возможность соотнести учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для реализации познания этих предметных областей. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Более подробно рассматривается поэтапность развития коммуникативных универсальных учебных действий в первых, вторых, третьих и четвертых классах: в первом классе речь идет о готовности учеников к обсуждению и их умению договариваться по поводу конкретной ситуации, часто конфликтной. Обучающиеся учатся работать в парах, поэтому учителю необходимо разъяснить возможные варианты и правила работы в парах. Детям необходимо научиться объединять свои усилия для формирования и представления общего результата (ответа). Во втором классе учитель предлагает варианты деления на группы. Учащимся необходимо выбрать для себя различные функции, которые они будут выполнять. Группа работает по алгоритму, который был сформулирован учениками под контролем учителя. К концу 2-го класса должно быть сформировать умение работать в парах и малых группах. Сюда входят умения выслушивать задание и разделять обязанности. Учащиеся должны уметь слушать собеседника и поддерживать разговор с ним, проявляя внимание и доброжелательность в беседе. В третьем и четвертом классе чаще затрагиваются более сложные коммуникативные действия, с акцентом на большую самостоятельность детей. Обучающиеся при работе в малой группе учатся самостоятельно ставить общую задачу, определять промежуточные цели. Они учатся договариваться и приводить свои аргументы при распределении обязанностей в группе. В помощь обучающимся составляется алгоритм, с помощью которого они ориентируются в порядке и правильности действий. Очень важно, что обучающиеся учатся вносить свои идеи в работу для достижения общего результата и его представления [Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А. В. Плотникова // Начальная школа. – 2021. –№7. – С. 11– 56., с.34].