Обучение столярному делу как средство формирования самостоятельности обучающихся 8 класса коррекционной школы
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями прямого и косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие «самостоятельность обучающихся». 6
1.2. Психологические особенности подростков, обучающихся в коррекционной школе 13
2.2. Программа обучения столярному делу на уроках технологии в 8 классе коррекционной школы.. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с уч. попр. и изм., внесённых Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 № 108-ФЗ) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ред. от 08.11.2022) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 2082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов – на - Дону: Феникс, 2013. – 380 с.
Борисов, И.Б. Обработка дерева: учебный курс / И.Б. Борисов. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 317 с.
Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2007. – 800 с.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и реализации программы обучения столярному делу на уроках технологии в 8 классе коррекционной школы, которая состояла из следующих этапов:
- репродуктивный этап;
- конструктивный этап;
- творческий этап.
Мы выбрали для исследования обучение столярному делу в коррекционной школе, т.к. в ней акцент делается на трудовую и допрофессиональную подготовку, больше учебных часов в учебном плане, значит, есть возможность формировать самостоятельность. Лампа выбрана в качестве изделия, т.к. для её изготовления требуется умение выполнять геометрическую резьбу, которая позволяет сделать изделие декоративным, красивым. Школьники, обучающиеся в коррекционной школе, зачастую обладают творческими способностями, несмотря на недостаточный уровень развития некоторых психических процессов. Ситуация успеха, создающаяся при изготовлении изделия, помогает им проявить инициативу, добиваться цели, сравнивать выполненную работу с тем, что они запланировали. Они становятся более самостоятельными.
Дадим характеристику каждого этапа.
1. Репродуктивный этап – включение учащихся в обучение изготовлению изделий из дерева (сентябрь – октябрь).
Цель этапа: формирование знаний технологии и первичных умений, необходимых для изготовления изделий из дерева, при пооперационном руководстве преподавателя.
Задачи этапа:
- отобрать материал для работы на занятиях;
- подготовить инструменты для работы;
- ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в столярной мастерской;