Обучение пересказу как одному из основных приемов в системе работы по развитию речи детей дошкольного возрастаё
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Главным условием многостороннего формирования детей является правильное развитие речи. Степень сформированности речи определяет способности ребенка в постижении окружающего мира, характер взаимоотношений с ровесниками и старшими, определяет психическое развитие.
Через связную речь реализуется основная коммуникативная функция языка и речи, которая играет важную роль в успешном обучении в школе. Ребенок с хорошо развитой связной речью умеет логично излагать мысли, отвечать на вопросы и давать аргументированные ответы, выполнять подробный пересказ произведений художественной литературы и устного народного творчества [22]. Связная речь является высшей формой
В отечественной литературе существуют богатые традиции в обучении детей связной речемыслительной деятельности и определяет уровень речевого и умственного развития ребенка [6].речи, которые просматриваются в трудах К. Д.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. 6
1.2 Пересказ как вид речевой деятельности. 12
1.3 Методика обучения пересказыванию.. 15
2.1 Диагностика уровня развития пересказа у детей старшего дошкольного возраста 21
Не найдено
Занятия по обучению пересказыванию способствуют решению всех задач умственного воспитания. Чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных, их величине, повадках (например: «Идет медведь, хворост ломает, кусты к земле пригибает») и т. п. Эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание и т. д. Пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления - ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы (лиса - самая хитрая); соблюдать логичность в изложении (старуха поскребла, помела, замесила, изжарила; колобок покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по столу к двери и т. д.), осознать связь между событиями.
Велико влияние пересказывания на речь детей: на данных занятиях развивается умение слушать и понимать литературный текст; говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам; обогащается пассивный словарь.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на развитие связности детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют у них умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.