Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС ДО, имеет большое значение, чтобы дети старшего дошкольного возраста проявляли любознательность, задавали вопросы сверстникам и взрослым, исследовали причинно-следственные связи, формулировали объяснения явлениям природы и поведению людей. Важно, чтобы дети умели наблюдать и экспериментировать и имели желание приобретать новые знания, быть более открытыми к новому.
Любопытство стимулирует людей к активному духовному поиску, созданию новшеств и открытию новых знаний о себе и окружающем мире. Оно является ключевым звеном в процессе познания, поиске новых идей и творческих решений.
Развитие любознательности может обеспечить эффективность познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Любознательность способствует любому обучению, в том числе и познанию. Когда у детей есть желание и интерес к получению новых знаний, их внимание «включается» в процессе обучения, они легче понимают характер информации,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Сущностная характеристика понятия «любознательность» и условия её развития у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 9
1.3 Методы, приемы и средства развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗИВТИЮ ЛЮОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1 Изучение особенностей любознательности старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 16
2.2 Комплекс мероприятий по развитию любознательности у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» / Справочно-поисковая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
3. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Нижнеингашский детский сад № 3 «Ромашка», утвержденный Постановлением Главы Нижнеингашского района №774 от 14.10.2015 года.
4. Акименко, В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 34–37.
5. Базаркина, Е.В. Национально – психологические особенности проявления любознательности учащихся: дис. канд. психол. наук. [Текст] / Е.В. Базаркина, Барнул, 2011. 211 с.
6. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. – Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 128 с.
7. Березина, Ю.Ю. Анализ отношения взрослых к познавательным вопросам детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Ю. Березина // Проблемы и перспективы дошкольного образования: материалы науч.-практич. конференции. – М., 2016. – С. 41-43.
8. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – С. 54–60.
9. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. 2016. №3. С. 54-60.
10. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович Санкт-Петербург, 2017. 25с.
11. Бондаренко, А. В. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Бондаренко, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2018. – № 52. – С. 38–40.
12. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
13. Дуэк, Кэрол Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей / Кэрол Дуэк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 267 c.
14. Журавлева, Н.М. ОТСМ-ТРИЗ-РТВ- технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста [Текст] Н.М. Журавлева Ульяновск, 2017. 41с.
15. Замятина, Ю. Б. О методе интеллект-карт / Ю. Б. Замятина. – Томск: Издательство ТПУ, 2018. – 254 с
16. Кайль, Д. Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия / Д.Г. Кайль. - М.: Учитель, 2019. - 132 c.
17. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 96 с.
В старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают проявлять любознательность. Мы можем судить об этом по определенным признакам познавательной активности ребенка: его интересу к окружающему, продуктивности и уровню речи. Дети с развитой любознательностью стремятся понять суть явлений, их интересует структура, существенные особенности, природа и сущность объекта в различных типах деятельности. Проявление продуктивной любознательности видно в количестве задаваемых вопросов, их качестве и умении предполагать ответы [31, С.56].
По мере развития любознательности мыслительные навыки все чаще используются старшими дошкольниками для изучения окружающего мира и в