Эстетика документальности в романе Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Эстетика документальности в романе Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»". В которой определена роль авторских отступлений, образов-персонажей в художественно-документальной структуре романа; проанализирована структура романа, обратив внимание на специфика использования документальных материалов, таких как письма, дневники, свидетельства очевидцев и пр.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
23.04.2025
Объем файла
224 Кб
Количество страниц
109
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3760 руб.
4700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
А. Кузнецов, наряду с В. Аксеновым, А. Гладилиным, Г. Владимовым, входил в число наиболее ярких, талантливых писателей поколения 1960-х. Известной и величайшей работой писателя является роман-документ под названием «Бабий Яр». Изначально он был опубликован в 1966 году в журнале «Юность», однако подвергся значительным цензурным изменениям и вставкам, которые исказили его суть, будучи написанными по приказу. Тем не менее, этот роман завоевал огромную популярность среди читателей и получил высокую оценку критиков. Всего через год после первоначальной публикации была выпущена книжная версия романа, изданная издательством «Молодая гвардия». 
В августе 1969 года А. Кузнецов, находясь в командировке в Лондоне, обратился с просьбой о политическом убежище и остался в Великобритании. Там, на Западе, ему наконец удалось опубликовать полный текст «Бабьего Яра» в 1970 году. В СССР же имя писателя было удалено из всех литературных справочников, а книги были запрещены к распространению и употреблению. Роман вернулся в Россию после двадцатилетнего перерыва. Его дважды переиздавали: в 1991-ом и в 2008-ом годах.
Примечательно, что до настоящего времени произведение Кузнецова остается вне поля зрения филологической науки. В редких газетных публикациях (Лучников, 1999; Васильева, 2001; Качурина, Шнеерсон, 2003; Раковский, 2006; Головинская, 2009) и в статье И. Минутко, хорошо знавшего Кузнецова в тульский перио

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 7

1 Художественно-документальная проза: теоретический и исторический аспекты изучения 11

1.1 Вопрос о жанре как литературоведческой категории 11

1.2 О жанровом многообразии художественно-документальной прозы 16

1.3 Мемуары как жанр художественно-документальной прозы и история его изучения 19

1.4 Типология мемуарной и мемуарно-автобиографической литературы 29

1.5 Выводы по 1 главе 34

2 «Бабий Яр» А. Кузнецова как роман-документ 37

2.1 Жизненный и творческий путь А. Кузнецова 37

2.2 Структура и содержание «Бабьего Яра»: искусство в кругу документов и мемуаров 49

2.3 Бытовой план в романе 61

2.4 Авторские отступления в романе 64

2.5 Система образов-персонажей в романе 71

2.6 Выводы по 2 главе 73

3 «Бабий Яр» А. Кузнецова в сравнении с другими художественно-документальными произведениями 77

3.1 Сравнительный анализ эстетики документальности в романе Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» и произведении Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» 77

3.2 Сравнительный анализ эстетики документальности в романе «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова и документальной хроники «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина 86

3.3 Выводы по 3 главе

Заключение 92

Список использованных источников 94

Приложение А Конспект урока для 11 класса на тему «Память о Холокосте – путь к толерантности (по страницам романа А.В. Кузнецова «Бабий Яр»)»  98

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Васильева С. «Невозвращенец» Кузнецов // «2000». 14.10.2001.

2. Головинская И. Своевременная книга // Частный корреспондент. 7.11.2009.

3. Качурин М., Шнеерсон М. Побег из молчания // Вестник. 2003. № 12.

4. Лучников А. Пропавший шестидесятник // Независимая газета. 13.11.1999.

5. Минутко И. Возвращение Анатолия Кузнецова // Вопросы литера-туры. № 4. 1995. С. 96–120.

6. Панченко А. М. Протопоп Аввакум как поэт // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1979. Т. 38. № 4. С. 307–314.

7. Александр Лысенко, Виктор Король. Бабий Яр в зеркале науки, или Карта Бермудского треугольника // Зеркало недели. – 2005. – № 27 (555). – 16–29 июля.

8. Альтман И. А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2002.- (Российская библиотека Холокоста)

9. Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- (Российская библиотека Холокоста)

10. Анатолий Подольский. Украинское государство опоздало на 15 лет // Дело. – 2006. – № 174(226). – 28 сент.

11. Бабий Яр: Человек, власть, история. Документы и материалы. В 5 кн. – Кн. 1. Историческая топография. Хронология событий // Сост. Т. Евстафьева, В. Нахманович. – К., 2004.

12. Брухфельд С., Левин П. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2000

13. Виталий Нахманович. Бабий Яр - не только часть нашего прошлого // Интернет-газета «Мы здесь». 2011. - № 325. - 29 cент - 5 окт.

14. Виталий Нахманович. Бабий Яр: два дня — два года — двадцатый век // День. – 2004. – № 173. – 28 сент.

15. Дрозд В., Полищук А. Полуправда – та же ложь.// «Товарищ», 1992,  №12, ноябрь

16. Евгений Тейзе, Ксения Польская. Холокост на Украине: сначала убили людей, а потом - и память о них // Deutsche Welle. - 27 сентября 2011 г.

17. Загрива Е. Бандеровщина: обычный нацизм.// «Коммунист», 1998,  №45

18. Иван Дзюба. Неусыпное предостережение человечеству: Голодомор, Геноцид и Холокост

Вот что вспоминал об этом сам Кузнецов: «Я написал и предложил журналу «Юность» повесть «Продолжение легенды» – о молодом человеке, приехавшем работать в Сибирь; описывал жизнь, какова она была, – сам поработал в Сибири бетонщиком, – с ее трудностями, нищетой, но с упрямой верой молодости в лучшее, в какое-то конечное добро. В «Юности» повесть очень понравилась, но публиковать, сказали мне, нельзя: не пропустит цензура, закроют журнал, меня арестуют или, в лучшем случае, передо мной закроют путь в литературу. Главное, западная пропаганда может ухватиться и закричать: «Смотрите, вот свидетельство самого Советского Союза, как страшна в нем жизнь!» Правда, повесть можно спасти, нужно донести до читателя хоть что-нибудь, советовали мне опытные писатели, а читатели разберутся, что написано от души, а что для проформы, и нужно написать какие-нибудь оптимистические м