Использование наглядных средств обучения на уроках географии для развития познавательного интереса школьников

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Использование наглядных средств обучения на уроках географии для развития познавательного интереса школьников". В которой рассмотрено использование наглядности на уроках географии как средства повышения познавательного интереса у учащихся. Проведена диагностика уровня развития познавательного интереса у учащихся.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
23.04.2025
Объем файла
3817 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого школьника познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и в дальнейшем профессиональном образовании.
В настоящее время имеется немало исследований феномена «познавательный интерес» (Л.И. Божович [7; 8], Н.А. Добролюбов [18], О.В Игольник [25], Т.И. Зубкова [24], Е.А. Меньшикова [30], Е.В. Феденкова [47], Н.Г. Чернышевский [53], И.С. Штепина [58], Г.И. Щукина [59] и др.), в которых рассматривается сущность понятия «познавательный интерес», критерии, формы и этапы развития, виды, методы, приемы и психолого-педагогические условия формирования познавательного инт

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у школьников 7

1.1 Понятие и роль познавательного интереса в учебном процессе 7

1.2 Критерии и особенности развития познавательного интереса у школьников 12

ГЛАВА 2. Использование наглядности на уроках географии как средства повышения познавательного интереса у учащихся 19

2.1 Виды наглядных средств обучения на уроках географии 19

2.2 Особенности использования наглядных средств обучения на уроках географии для развития познавательного интереса школьников 25

ГЛАВА 3. Диагностика уровня развития познавательного интереса у учащихся 33

3.1 Контингент и организация исследования 33

3.2 Результаты диагностики 38

ГЛАВА 4. Развитие познавательного интереса у школьников на уроках географии при использовании наглядных средств обучения 41

4.1 Описание формирующего этапа исследования 41

4.2 Результаты повторной диагностики уровня развития познавательного интереса у школьников 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балкыбекова Ы., Омаров Н.К., Рысбаева Г.А. Роль и место наглядности в обучении // Научные исследования. 2016. № 4 (5). С. 55-56.

2. Барабанов, В. В. ГЕОГРАФИЯ. Реализация требований ФГОС основного общего образования : Методическое пособие для учителя / В. В. Барабанов, С. Е. Дюкова ; Институт стратегии развития образования РАО. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. – 82 с.

3. Беликова Е.В. Познавательная активность учащихся как инструмент обучения при реализации ФГОС в средней школе // Молодой ученый. 2018. № 34 (220). С. 98-100.

4. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 29-36.; Баранова, Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 45-55.

5. Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете. В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования IV Международная конференция: Тезисы докладов: Памяти В. А. Прозоровского. Ответственный редактор В. В. Аркадьев. 2012. С. 108–110.

6. Бодунов М.В. Структура формально–динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 2011. №5. С. 129.

7. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Учпедгиз,1955. 256 с.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: НПО МОДЭК, 2003. 349 с.

9. Волков, К.Н. Методические материалы для учителя по изучению познавательного интереса учащихся «Определение уровня развития познавательного интереса школьника», 2018. URL:https://урок.рф/library/metodicheskie_materiali_dlya_uchitelya_po_izuchen iyu_poz_171654.html (дата обращения: 27.04.2023г.).

10. Гайсумова Л.Д. Наглядность как метод формирования понятий, явлений и образов на уроках географии // Образование и воспитание. 2016. № 3 (8). С. 19-22. 

11. Гакаев Р.А. Методика преподавания географии. Назрань, 2016. 48 с.

12. Гакаев Р.А. Методы картографического исследования и этапы их формирования. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 1–4.

13. Гакаев Р.А., Иразова М.А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3 (3). С. 4–7.

14. Гакаев Р.А., Чатаева М.Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного уче

В свою очередь искусственные наглядные средства обучения, объединяют изобразительные и объемные наглядные средства обучения, и динамические модели. Современное преподавание географии невозможно представить себе без использования вех средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. В то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география.
2.2 Особенности использования наглядных средств обучения на уроках географии для развития познавательного интереса школьниковНаглядное пособие – одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика географии, но не определяют всего хода учения. Современные условия обучения вынуждают не только применять наглядные пособия, но и думать, насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средст