Изучение и коррекция осязательного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения по средствам дидактической игрушки
ВВЕДЕНИЕ
Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Основой познавательной деятельности ребенка является чувственное познание, опирающееся на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 85% информации о внешнем мире. [10]
Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится хуже и беднее.
Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, Л.П. Григорьева и др.[15]
В настоящее время в тифлопедагогике остаются значимыми вопросы преодоления зрительной недостаточности у детей с нарушениями зрения, особ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………….8
1.1. Развитее осязания и мелкой моторики в онтогинезе…………..….8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения……………………………………………………………….13
1.3. Осязательное восприятие детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрении………………………………………………..20
1.4. Подходы к коррекции и развитию осязательного восприятия…27
Выводы по первой главе………………………………………………………...31
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ …………………………………………………...33
2.1 . Изучение уровня развития осязательного восприятия у детей 4- 5 лет с нарушением зрения……………………………………………...33
2.2 . Содержание и методика развития у детей 4-5 лет с нарушением зрения осязательного восприятия посредством дидактической игрушки ………………………………………………………………..44
2.3 . Оценка эффективности развития осязательного восприятия у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством дидактической игрушка………………………………………………...........................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...63
Список используемой литературы
1. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3–5 лет) [Текст] : методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова – Челябинск : Цицеро, 2009. – 96 с.
2. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992г.
3. Бейлина, А. Игры и игровые средства [Текст] / А. Бейлина, Ф. Фребель // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 3. – С. 56–58.
4. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгнер, П.С. Мухина. М. : 1999. – 405 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 512 с.
6. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, Л.И. Солнцева. – М., 2001. – 198 с.
7. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников, имеющих нарушения зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. – Челябинск, 2008. – 206 с.
8. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова – Челябинск : «Букватор», 2006. – 113 с.
9. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики [Текст] : учеб. пособие / В.П. Ермаков – М. : ВЛАДОС, 2000. – 186 с. 60
10. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М. : Владос, 2000. – 238 с.
11. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская / Под ред. А.В. Запорожец. – М. : Просвещение, 1967. – 327 с.
12. Кожанова, Н.С. Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения [Текст] / Н.С. Кожанова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – Вып. – С. 3.
13. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст] / В.М. Козубовский. – М., 2008. – 144 с.
14. Колесникова, Е. Нарисуем желтый круг: Развитие сенсорных навыков у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Колесникова // Обруч. – 2006. – Вып. 4. – С. 40-41.
15. Лаврентьева, Г.П. Практическая психология для воспитателя: сб. тестов для выявления уровня развития ребенка [Текст] / Т.М. Титаренко. – Киев, 2002. – Вып. 2.– 124 с.
16. Литвак, А.Г. Психология слепых и
Слепота (острота равна 0,05 и ниже) — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, нарушения других зрительных функций.
Наиболее выраженные с клинической и тифлопедагогической точек зрения формы детской слепоты характеризуются тем, что нарушаются функции различных зрительных структур в результате органических поражений зрения. Раннее наступление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психофизическом развитии детей.
Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной.
Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития. Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней). По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность фиксировать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии. Остаточное зрение характеризуется