Мотивация учебной деятельности подростков с разным уровнем личностной рефлексии

Скачать дипломную работу на тему: "Мотивация учебной деятельности подростков с разным уровнем личностной рефлексии". В которой выявлены особенности мотивации учебной деятельности подростков с разным уровнем личностной рефлексии. Разработана коррекционно-развивающая программа по повышению мотивации учебной деятельности подростков.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.04.2025
Объем файла
274 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Подростковый возраст - это один из самых важных периодов жизни каждого человека. Именно в этом возрасте человек впервые всерьез задумывается о своем будущем, у него возникают четкие потребности и задачи. Достигать поставленных целей будет способствовать мотивационный аспект.
Проблема мотивации учения многими десятилетиями сохраняет свою актуальность. Как правило, ее рассматривают как проблему развития познавательного интереса ребенка. Стоит отметить, что далеко не всегда подростку приходится делать и учиться тому, что действительно интересно. Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие или отсутствие мотива достижений - стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние достижения.
Сделав анализ научной литературы, мы приходим к мнению, что в психологии нет единого подхода к определению понятия «мотивация учения». Это можно объяснить тем, что исследователи находятся на различных теор

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ 8

1.1. Понятие мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе 8

1.2. Особенности развития личностной рефлексии в подростковом возрасте 20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ  МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ 30

2.1 Организация и методы исследования 30

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 32

2.3. Описание программы по развитию мотивации учебной деятельности подростков 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Приложение 1.Диагностические методики в порядке их предъявления 62

Приложение 2.Сводные таблицы полученных данных 68

Приложение 3.Результаты статистической обработки полученных данных 73

Приложение 4.Коррекционно-развивающая программа для развития мотивации учебной деятельности подростков 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова.– М.: Академический Проект, 2015. – 491 с.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. [Текст] / В.А. Аверин.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010.- 311 с.

3. Аверин, В.А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин.-  СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

4. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков): метод. рекомендации [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – СПб.: Златоуст, 1999. – 472 с.

5. Аникина, В. Г. Личностная рефлексия как психологический механизм становления самомознания в подростковом и юношеском возрастах / В. Г. Аникина, А. С. Цветаева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 3. – С. 21-33.

6. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – СПб.: Владос, 2012. – 159 с.

7. Бабаева, Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников [Текст] / Е.С. Бабаева // Вестник РУДН. – Серия: Психология и педагогика, 2016. – 210 с.

8. Барцалкина, В.В. О взаимосвязи самосознания и рефлексии в онтогенезе [Текст] // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тез.науч. конф. – Новосибирск, 1986. – С. 232-234.

9. Беличенко, Я.Е. Значение рефлексии на уроках в практике преподавания в общеобразовательной школе [Текст] / Я.Е. Беличенко. – М.: Материалы 1 фестиваля педагогического творчества и сотрудничества педагогов и студентов, 2019. – С.156.

10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Учебно-методическое пособие. - М.:Просвещение,1995. – 224 с.

11. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // В кн. Психология личности. Т.2 Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2010. – С. 95-145.

12. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2015. -720 с. 

13. Вартанова, И.И. Проблема мотивации учебной деятельности [Текст] / И.И. Вартанова // Вестн. моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 2000. – С. 33-41.

14. Войтик, И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. – Новосибирск: СибАГС, 2007. -144 с.

15. Выготский, Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - М., 2021. - 224 с.

16. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин – Минск: Харвест., 1997. – 551 с.

17. Гордеева, Т.О. Диссертация Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития [Текст]: диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Т. О. Гордеева. - М. 2018. - 444 с. 

18. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2015. – 160 с.

19. Григорович, М. В. Особенности 

«Мотивы учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой» – считает Л.И. Божович [11, с. 7]. В процессе исследования учебной деятельности она приходит к выводу о том, что именно мотивация является побудителем учебной деятельности. Это может быть, как внутренняя мотивация, которая основывается на самой учебной деятельности и успехом в ней, так и социальные мотивы, в основе которых лежит потребность ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. В процессе жизнедеятельности человека можно наблюдать процесс развития и изменения ведущих мотивов и их иерархизацию.
Л.М. Фридман так характеризует отличие внешних и внутренних мотивов: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними» [57, с. 182].
Немаловажное значение в исследованиях проблемы мотивации учебной деятельности имеют вопросы анализа содержательного и динамического аспектов мотивации учебной деятельности. В содержательном плане мотивация учебной деятельности связана теснейшим образом с содержанием учебной деятельности, а также с развитием учащегося как субъекта деятельности. Динамический аспект учебной мотивации представлен силой мотивации, ее модальностью, интенсивностью, а также ее устойчивостью [36].
Также необходимо отметить то обстоятельство, что мотивы учебной деятельности не функционируют изолированного. Чаще всего, мотивы учебной деятельности функционируют в комплексе