Разработка путей формирования познавательного интереса у учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике
Вступление
В последнее время увеличивается умственная нагрузка на уроках математики в 5-6 классах. Поэтому возникает вопрос поддержания интереса учащихся к предмету и сохранения активности во время урока. В результате этого учителя находятся в поисках эффективных методов обучения и методических приемов, способствующих активизации деятельности учеников и стимулирующие их к самостоятельному приобретению знаний. В зависимости от того, насколько компетентно построена учебная деятельность, зависит возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся. Важным является то, чтобы на уроках каждый ученик старался активно принимать участие в процессе обучения и был заинтересован в достижении положительного результата. Таким образом, это может побудить учащегося к любознательности и развитию познавательного интереса. Это является особенно важным в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Поэтому в данный период нужно стремиться раскрыть пользу математики для учащихся и развить устойчивый интерес к этому предмету.
Проблема познавательного интереса — одна из самых важных в образовательном процессе. Актуальность поднятой темы «Методика формирования интереса к математике учащихся 5-6 классов» обусловлена необходимостью совершенствования методов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребёнка с целью развития их самостоятельности, интеллектуал
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1.Психолого-педагогические основы формирования интереса в обучении школьников 7
1.1 Определение понятия «познавательный интерес», его структура, виды и функции. 7
1.2 Основные этапы формирования познавательного интереса в процессе обучения школьников 12
1.3 Формирование и развитие познавательного интереса через стимулы 17
1.4 Пути формирования познавательного интереса у учащихся при обучении математике 41
ГЛАВА 2. Методика формирования познавательного интереса у учеников 5-6 классов на уроках математики 44
2.1 Методика использования ИКТ на уроках математики при формировании познавательного интереса 44
2.2 Методика использования игр на уроках математики. 50
2.3 Экспериментальная проверка эффективности использования игр при обучении математике в 5 классе 78
Заключение 86
Список литературы .90
Список литературы
1. Аксенова С.С. Отчет по изучению познавательного интереса уроках математики [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/.
2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.
3. Блинова, Т.Л. Активизация познавательного интереса обучающихся в процессе обучения математике: учебное пособие. Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 100с.
4. Блох А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по физ.-мат. специальностям. / Сост. В.И. Мишин. – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. -М.: 1972. -С. 7-44.
6. Бурмистрова Т.А. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
7. Буцко Е.В. Математика: 5 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. — 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2019. — 294 с.
8. Буцко Е.В. Математика: 6 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. — 2-е изд., перераб. —М.: Вентана-Граф, 2019. — 287с.
9. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 – 37-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2019 – 167 с.
10. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 – 37-е изд., стер.– М.: Мнемозина, 2019– 199 с.
11. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1— М.: Просвещение, 2017. — 159 с.
12. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2017. — 143 с.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.– 93 с.
14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 74-75.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
16. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения // Сборник статей. – М.: Книга По Требованию, 2013. – 135 с.
17. Ганжа И.П. Информатизация образовательного пространства учителя математики // Педагогический университетский вестник Алтая. – 2006. – №1. – С. 328-332. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21479406.
18. Гик Е.Я., Занимательные математические игры.- 2-е изд.,перераб. И доп.– М.: Знание, 1987. - 160с.
19. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/.
20. Глейзер Г. И. История
Также учитель должен знать и другой проблеме, влияющей на формирование и развитие познавательного интереса. Это уровень мотивации результативности деятельности. В самом начале её усиление ведет к повышению результативности деятельности. Однако наступает момент, когда результативность начинает снижаться. Это приводит к тому, что учащийся не может проявить свои потенциальные возможности. Результат деятельности становится настолько важным для человека, что он оказывается в состоянии стресса и из-за этого не может показать то, на что он способен.
Можно сказать, что интерес тесно связан с деятельностью и проходит несколько этапов своего развития. Вначале возникает интерес к занимательным сведениям. Потом возникает интерес к причинно-следственным связям между ними. И в конечном итоге развивается интерес к решению самостоятельно поставленных проблем, потребность и умение использовать дополнительную литературу для получения знаний. В дальнейшем можно увидеть,