Разделение властей в государственно-политической системе России конца XX – начала XXI века: проблема осмысления учащимися средней школы
Введение
Актуальность исследования. Современная школа преследует цель не только обучить ученика новым знаниям, умениям и навыкам, но и воспитать в человеке такие высокие чувства как гражданственность и патриотизм. Именно поэтому тема исследования была и будет актуальна, так как она расширяет кругозор и дополняет знания не только о истории нашей страны, но и о ее государственном строе, принципах построения общества и высших ветвях власти.
Объект исследования – государственный строй Российского государства.
Предмет исследования – содержательные и методические аспекты изучения в школьном курсе обществознания механизма разделения властей в государственно-политической системе российского государства.
Цель исследования – проанализировать содержательные и методические аспекты изучения учащимися школы взаимосвязи и взаимозависимости различных ветвей власти в Российском государстве.
Задачи исследования:
Проследить, как идея разделения властей влияет на развитие государственности<
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Историко-правовые основы принципа разделения властей 10
1.1 Идея разделения властей в политической философии и ее значение для развития государственности 10
1.2 Принцип разделения властей в контексте политической реформы советской системы конца 80-х годов 14
Глава 2 Реализация разделения властей в действующей российской Конституции 19
2.1 Глава государства – гарант Конституции 19
2.2 Осуществление законодательной власти Федеральным Собранием 25
2.3 Исполнительная власть: понятие, принципы формирования и функционирования в Российской Федерации 32
2.4 Значение судебной власти и её полномочия в России 40
2.5 Система сдержек и противовесов в государственно-политической системе российского государства 44
Глава 3 Механизм вертикального разделения власти: от центра к субъектам Российской Федерации 51
3.1. Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации 51
3.2. Органы местного самоуправления в политической системе общества как способ народовластия. 54
Глава 4 Изучение механизма разделения властей в рамках школьного курса обществознания 60
4.1 Отражение конституционного разделения властей в школьных учебниках по обществознанию 60
4.2 Изучение принципа разделения властей в России на уроках обществознания 63
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 77
Список использованной литературы
Источники:
1. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об Утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (garant.ru)
2. Приказ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об Утверждении
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Среднего Общего Образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ (garant.ru)
3. Историко-культурный стандарт Историко-культурный-стандарт.pdf (spadilo.ru)
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)
5. Конституция РФ. М. 1993.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)
Литература:
1. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России //Современное право. 2015. № 6
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2004.
3. Волчкова Н.Н. Парламентский контроль в России: исторический аспект // История государства и права. 2015. № 16
4. Гаврилов Николай Петрович, Санин Константин Васильевич О местном самоуправлении // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2004. №17.
5. Гаджиев Г.А. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации//Государство и право. 1993
6. Гончаров В. В. Централизм и децентрализация как принцип формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации // Философия права. 2007. №3.
7. Долгов В.М. Политические механизмы взаимодействия центра и регионов Российской Федерации // Полис. 2004. № 6.
8. Ерёмин А. Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. Саратов, 2003. С. 61.
9. Зорькин В.Д. Конституция России:
Специфика функционирования данной ветви власти состоит в том, что она, как правило, осуществляется выборными (представительными) органами, а решения здесь принимаются только в коллегиальном порядке. То есть для функционирования данной ветви власти характерны гласность, коллегиальность при обсуждении и принятии решений, т.е. глубоко демократические начала, предполагающие решающую роль выборного учреждения — в широком смысле парламента, — при подборе, подготовке, обсуждении и решении вопросов, программ, планов и т. д. Взаимодействуя с исполнительной властью, законодательная власть осуществляет также и контрольные полномочия, что находит отражение в различных формах парламентского контроля, среди которых выделяют финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования, депутатские вопросы и запросы, отчеты Правительства, выражение ему недоверия или отказ в доверии. Но