Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности". В которой выявлены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.04.2025
Объем файла
5601 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В 21 веке современная жизнь становится все более сложной и разнообразной. Это требует от человека гибкость мышления, быструю ориентацию и адаптацию к новым условиям, а также творческого и нестандартного подхода к решению различных проблем в жизни.
И, в связи с этим, развитие творческих способностей у детей становится одной из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, во время которого дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, осваивают различные виды художественной деятельности, в том числе и изобразительную. Современные взгляды на развитие творческих способностей говорят нам о том, что существует единство в формировании отношения к окружающему миру через различные виды изобразительного искусства.
Но в настоящее время все меньше родители и воспитатели прививают детям интерес к творчеству и искусству. Сейчас дети все чаще воспитываются на телевидении, интернете, разных электронных игрушках, кото

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. Исторический аспект художественно-творческого воспитания старших дошкольников 8

1.1 Становление и развитие теории и методики изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (1940-1960-е годы) 8

1.2 Предмет изучения методики обучения дошкольников изобразительной деятельности (1970–1990-е годы) 13

1.3 Содержание, методы и приемы руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста на современном этапе 16

ГЛАВА II. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 20

2.1 Характеристика понятия творческих способностей и критерии определения их у старших дошкольников 20

2.2 Психолого-педагогические особенности старших дошкольников и развитие худоежственно-творческих способностей 25

2.3 Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников 33

ГЛАВА III. Педагогический эксперимент апробации наиболее эффективных методов, техник и приемов для развития художественно-творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности 40

3.1 Диагностическое исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе педагогического эксперимента 40

3.2 Разработка комплекса занятий для развития творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности 43

3.3 Методические рекомендации и оценка эффективности педагогического содействия творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 51

Заключение 55

Список литературы 60

Приложения 64

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. С. 382-350. 

3. Вальдес Одриосола М. С., Московкина А. Г. Арт-терапевтические занятия с детьми дошкольного возраста // Наука и школа. 2015. №2. 

4. Волчегорская Е. Ю., Кванских Ю. П. Готовность к школе и качество жизни дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. №6. 

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителей. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Кафедра-М; Аcаdеmia, 1999

7. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М,: Просвещение, 1995.

8. Дьяченко O. М. Развитие воображения дошкольника. - М. .Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996 г. -197 с.

9. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в 2-х частях. 

10. Елисеева Н. Н. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства / Н.Н. Елисеева. – Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар.: Новация. – 2016. – С. 105-108 

11. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М: Учпедгиз, 1961.

12. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М: Педагогика, 1983.

13. Казакова Т. Г., Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие / Т.Г. Казакова. – Москва : Владос, 2006. – 255 с. : 16 с. ил. : ил. – (Педагогика и воспитание) . 

14. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество : конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией / Т.Г. Казакова. – Москва : Просвещение, 1985. – 192 с.

15. Картавцева О. Д., Бабич О. В. Научные основы 

Данный возраст является наиболее благоприятным для развития таких познавательных процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать. Поэтому, в данном возрасте рекомендуется играть в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове.
Ведущей деятельностью старших дошкольников остаётся сюжетно-ролевая игра (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина и др.). В ней ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его социальные и общественные функции. Дети могут распределять роли до начала игры и стр