Обогащение словаря детей 4–5 лет в процессе чтения рассказов Н.Н. Носова

ВКР на тему "Обогащение словаря детей 4–5 лет в процессе чтения рассказов Н.Н. Носова"
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.08.2022
Объем файла
2680 Кб
Количество страниц
80
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2280 руб.
2850 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность темы исследования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка – это признак высокоразвитой речи. Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. По мнению ученых, занимающихся вопросами педагогики и психологии лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни быть исключительно на родном языке.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..…………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы обогащения словаря детей
4–5 лет в процессе чтения художественной литературы…………………. 8
1.1 Сущность понятия «словарь», особенности его развития детей 4–5 лет……………………………………….………………………………….. 10
1.2 Художественная литература как средство развития словаря детей 4–5 лет……………………………………………………………………….. 18
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме обогащения словаря детей 4–5 лет в процессе чтения художественной
литературы………………………..…………………………………………. 27
2.1 Выявление уровня развития словаря детей 4–5 лет….…….……… 27
2.2 Педагогические условия обогащения словаря детей 4–5 лет
посредством чтения художественной литературы..………………………33
2.3 Динамика развития словаря детей 4–5 лет....………………………..42
Заключение………..………………………………………………………… 46
Библиографический список………………………………………………… 49
Приложение А Апробация материалов исследования по обогащению словаря детей 4–5 лет в процессе чтения……..…………………………. 55
Приложение Б Анализ программ дошкольного образования по
обогащению словаря детей 4–5 лет………………………………………… 56
Приложение В Результаты диагностики уровня сформированности
словаря детей 4–5 лет на констатирующем этапе эксперимента…………. 64
Приложение Г Перспективный план мероприятий по обогащению
словаря детей 4−5 лет (в процессе чтения произведений Н.Н. Носова)… 65
Приложение Д Конспекты мероприятий, направленных на обогащение словаря детей 4–5 лет в процессе чтения произведений Н.Н. Носова 71
Приложение Е Результаты динамики обогащения словаря
дошкольников 4–5лет……………………………………………………… 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : [федер. Закон №273 – ФЗ: Принят Государственной Думой 29 декабря 2012 г.] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 11.12.2021).2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. – Москва – С. 3-17.
3. Алексеева, М. М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед.учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 363 с.
5. Андреева, С.М. Психолингвистические особенности обучения диало-гическому взаимодействию [Текст] / С.М. Андреева // Современные науко-емкие технологии. – 2018. – № 3. – С. 71-72.
6. Арапов, М.В. Пассивный словарь. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / М.В. Арапов. – М.: Русский язык, 2015. – 618 с.
7. Ардентов, Б.П. Общее языкознание: Курс лекций [Текст] / Б.П. Ардентов // Кишинев, 2014. – 361 с.
8. Аржанова, А.А. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института [Текст] / А.И. Аржанова. Т. 6. М., 1997. С. 55-58.
9. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1993. – №10. – С. 40-46.
10. Бахор, Т.А. Роль частей речи в воплощении художественного замысла [Текст] / Т.А. Бахор // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 328-334. 
11. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. – М.: Каисса, 2008. – 95 с.
12. Бобылева, М.С. Педагогические условия развития речи детей при подготовке

Естественнонаучное обогащение словарного запаса хорошо прослеживаются в диалоге героев рассказа Н.Н. Носова «Мишкина каша»
- Мишка, – говорю, – что это? Почему каша лезет?
Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
- Не знаю, – говорит Мишка, – с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?
Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.
- Мишка, – говорю, – куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!
Может быть, дырка в кастрюле?
Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.
- Наверно, испарилась, – говорит Мишка.
Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится. Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется.